Очень многие женщины, особенно в возрасте, окукливаются в своем мировоззрении. Я делаю так, это мне сказал врач, это мне сказал нутрициолог, так делала моя тетка, это я прочитала в газете и т.д. А наука ваша сегодня говорит одно, а завтра другое. И вообще, зачем мне вас слушать. Я уже все знаю. Кроме того, бесплатные советы валяются под ногами. Я буду слушать лишь то, за что заплатила.
Зачем выстраивать новые нейронные связи, когда все убеждения устоялись, и жизнь налажена? Муж под боком, дети выращены, материально обеспечены, все, как у всех и даже лучше.
И это вполне объяснимо. Как и в случае с другими органами и системами, функциональные возможности мозга прогрессивно снижаются с возрастом. С возрастом когнитивные способности обычно снижаются, ухудшаются обучаемость и память, внимание, скорость принятия решений, сенсорное восприятие (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) и координация движений. Масса мозга человека в возрасте от 60 до 75 лет снижается на 6%. Атрофия женского мозга начинается в 40 лет. После 50 лет происходит большее сокращение объема белого вещества по сравнению с серым. У женщин атрофия мозга начинается в более молодом возрасте, чем у мужчин. Женщины подвержены значительно большему риску развития болезни Альцгеймера (БА) или других типов деменции по сравнению с мужчинами.
Наука сегодня активно изучает механизмы старения и способы им противостоять.
Ученые исследовали головной мозг стареющих женщин. Старение среднего возраста у женщин характеризуется возникновением трех фаз: раннего хронологического (пременопауза), эндокринологического (перименопауза, климакс) и позднего хронологического (постменопауза) старения. На протяжении трех стадий старения среднего возраста две биологические системы, метаболическая и иммунная, взаимодействуют друг с другом. Эндокринологическое старение является критическим периодом «переломного момента» в среднем возрасте, который может инициировать появление продромальной стадии болезни Альцгеймера с поздним началом. Вмешательства, направленные как на иммунные, так и на метаболические сдвиги, происходящие в процессе старения среднего возраста, могут изменить траекторию риска болезни Альцгеймера в пожилом возрасте.
Эндокринное старение женщин в среднем возрасте неизбежно с наступлением менопаузы. Менопаузальный переход влияет на нейронные цепи. Это также связано с множественными неврологическими симптомами, такими как приливы, бессонница, депрессия и снижение когнитивных функций, которые могут сохраняться в постменопаузе. Связанные с менопаузой неврологические симптомы были идентифицированы как факторы риска болезни Альцгеймера, а также развития и/или обострения аутоиммунных заболеваний, таких как ревматоидный артрит и рассеянный склероз.
В женском мозгу среднего возраста действуют две программы старения: хронологическая и эндокринологическая (перименопаузальный переход, климакс). Программа хронологического старения подразделяется на раннюю (пременопаузальную, до менопаузы) и позднюю (постменопаузальную) с программой эндокринологического старения между ними. Хронологическое и эндокринологическое старение среднего возраста состоит из серии многоэтапных, поэтапных адаптивных реакций, обусловленных взаимодействием иммунной и метаболической систем.
Климакс является переломным моментом для активации биоэнергетического кризиса в мозге. Во время климакса метаболизм адаптируется к снижению уровня женских гормонов в организме. Мозг является наиболее энергоемким органом и в первую очередь зависит от метаболизма глюкозы как источника энергии. Биоэнергетический кризис провоцируется снижением уровня эстрогена в головном мозге. Снижение уровня эстрогена в головном мозге вызывает сопутствующее снижение метаболизма глюкозы во время менопаузы, что может способствовать дисфункции нейронов.
При снижении эстрогена требуется ряд адаптивных программ, чтобы компенсировать снижение метаболизма глюкозы. В качестве начальной временной адаптации в головном мозге повышается метаболизм аминокислот. Затем формируется вторичный адаптивный фенотип, который увеличивает использование липидов и жирных кислот в качестве вспомогательного топлива.
Дефицит энергии мозга во время климакса может предрасполагать женский мозг к риску БА.
Продолжительное постоянное использование липидов в качестве вспомогательного топлива представляет собой адаптацию, подверженную наибольшему риску развития болезни Альцгеймера.