Часть 1 Джураева и аэропорты Узбекистана
Часть 2 Джураева и чартеры
Часть 3 Джураева и авиатопливо
Часть 4 Хендлеры, Джураева и коррупция
Когда её впервые представляли в Узбекистане, хвалебных од было бесчисленное множество. Одна их самых распространённых, что Рано Фрунзевна работала в аэропорту Домодедово, и при ней пассажиропоток вырос в несколько раз... Да, это действительно так. Но, Джураева являлась директором одного из многочисленных подразделений, а никак не гендиректором аэропорта. И занималась, в основном, неавиационной частью его деятельности, поэтому говорить, что это её заслуга, странно, она была лишь частью большого коллектива, а не его руководителем.
Если же проследить её трудовую биографию дальше, то наблюдается интересная тенденция.
2005 – 2006 гг. Управляющий директор представительства акционерного общества "КОАЛКО АГ" (представительство в России). Занималась реализацией девелоперских проектов.
2006 – 2006 гг. Исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью "Группа "Синтез". Занималась реализацией энергетических и нефтехимических проектов.
2007 – 2008 гг. Руководитель авиационного сектора общества с ограниченной ответственностью "Компания "Базовый элемент". Занималась развитием авиационных активов, подготовкой аэропорта Сочи к Олимпийским играм.
2008 – 2010 гг. Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Системс Девелопмент". Занималась реализацией транспортных отраслевых проектов.
2010 – 2015 гг. Президент общества с ограниченной ответственностью "Инновационный центр гражданской авиации". Занималась реализацией стандарта е-Freight в грузовых авиаперевозках.
2015 – 2018 гг. Генеральный директор ФГУП "ЦЭНКИ" (Космодромы России).
2019 – 2021 гг. Генеральный директор компании S7 Space.
2021 - 2023 гг. — Председатель правления акционерного общества "Uzbekistan Airports".
Здесь мы внесли уже новую строчку в её биографию, работу в Узбекистане.
Так что же примечательного в этой биографии? Прежде всего, это большое количество мест работы за достаточно короткий промежуток времени. Как правило, Джураева отрабатывала пару лет и переходила в другое место, далеко не всегда с повышением. Особенно интересны последние два, до Узбекистана.
Находясь у руля центра эксплуатации космодромов (не путать с Роскосмосом), она усиленно продвигала идею развития туризма на космодромы. Были планы организовать постоянные, на уровне регулярных, рейсы на космодромы, отстроить инфраструктуру, отели, смотровые площадки и т.д.. Под это дело выделялось немало денег, но... Где инфраструктура, где полёты, отели и остальное? Их нет. В своё время в российской печати было много публикация о проверках в ЦЭНКИ, возбуждении уголовных дел и т.д.. Госпожа же Джураева в это время как раз оттуда и ушла... Спустя всего-то пару лет СМИ пестрели фотографиями с Байконура с царящими там запустением и разрухой. Так и вспоминается песня Высоцкого со словами "Где деньги, Зин?"
Далее она появилась в авиакомпании S7, где возглавила их непрофильный актив, S7 Space, платформу космических запусков морского базирования. При вступлении в должность, Рано Фрунзевна заявила - «Коммерциализация космической деятельности — это глобальный тренд. Руководство страны и "Роскосмос" видят в коммерциализации мощный ресурс развития космоса». Спустя пару лет весь проект был закрыт, а Джураева оказалась в Узбекистане, с "богатым опытом".
Разговаривая с коллегами, прежде всего из РФ, постоянно слышалось: как же она туда (в Узбекистан) попала и сколько она здесь продержится. Оказалось, как обычно, тоже два года и точно так же, как и в других местах, ей сказали: "Спасибо, но не у нас."
Что же не так?
Во-первых, в любом сколько-нибудь демократическом государстве понимают, должна быть конкуренция. В Узбекистане же в настоящее время этому уделяется особое внимание! Президентом ещё в 2020-м году был подписан указ о развитии конкуренции и снижении влияния госмонополий. А в 2022-м вышел указ об усилении ответственности за несоблюдение этого указа. Джураева же вела свою деятельность с точностью наоборот, монополизируя всё и вся. В своё время было много критики, что аэропорты подчиняются государственной авиакомпании Узбекистан Хаво Йуллари. Да, действительно непорядок, разделили. Но даже тогда аэропорты имели какую-то самостоятельность. У них были свои счета, они сами заключали договоры и т.д.. При Джураевой все аэропорты превратились в жалкие придатки одного человека, все деньги сливались только в головное управление, никто не смел заключить какой-то договор без её ведома.
Во-вторых, ранее антимонопольный комитет уже предупреждал Узэйрпортс о недопущении использования разных ставок для разных клиентов, но, по мнению госпожи Джураевой, антимонопольный комитет ей не указ.
При ней стало нормой полное игнорирование буквы заключённых договоров. В компании царило полное повиновение и мгновенное увольнение неугодных. Создавалось впечатление, что она закон в законе и ей всё нипочём.
Но, как оказалось, не всё коту масленица, терпение лопается и наверху.
Удивляет, когда пишут про инцидент между Джураевой и антимонопольным комитетом по поводу такси. Мол, её уволило такси-лобби. Конечно, смешно, это лишь верхушка айсберга, маленькая толика тех проблем, которые накопились в компании.
А что же теперь? А теперь можно пожалеть новое руководство. Ему придётся расхлёбывать её наследие. Если она выжимала деньги из всех и вся (а некоторым она поднимала плату за аренду в десять и более раз), то теперь выручка, скорее всего, упадёт и вырастет нескоро. Хочется надеяться, что мы ошибаемся.
Скорее всего "уйдут" её помощницу Дегтяренко, которая полностью себя дискредитировала в отношении авиакомпаний. Придётся начинать восстанавливать сильно пошатнувшийся авторитет наших аэропортов в международном авиасообществе.
Неясно, что будет с авиакомпанией Silk Avia, это детище госпожи Джураевой. Говорят, компания убыточна, а теперь, лишившись своего покровителя и финансовой подпитки, у авиакомпании трудный период, не исключено, что её отдадут в Хаво Йуллари.
Придыхатели Рано Фрунзевны почему-то ставят ей в великую заслугу эту авиакомпанию. Хотелось бы спросить, а как же другие наши частные авиакомпании, те же Канот Шарк, Сентрум и т.д.., созданные не за счёт государства и вынужденные пережить не лучшие времена с правлением Джураевой, они не заслуживают похвалы?! Вообще, интересно было бы поставить госпожу Джураеву у руля Silk Avia и посмотреть, как она выплывет в конкуренции с другими, без поддержки Узэйрпортс.
Говорят, Рано Фрунзевна уже покинула Узбекистан и похоже, эта страничка в её биографии закрыта.