Найти тему
Мир Музея

Храм-памятник

Оглавление

Юрий Мудров // Мир Музея. 2018. N 9. С. 2.

Одно из крупнейших купольных сооружений мира — Исаакиевский собор, возведённый по проекту Огюста Рикара де Монферрана в память об императоре Петре I, — задумывалось самодержцами не для тихой службы, а для прославления сильного государства.

Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Грандиозный храм изначально был имперским заказом, олице­творением политического триум­фа монархии, финансировавшей строительство самой дорогостоящей церкви XIX века. Ныне существую­щий Исаакиевский собор — четвёртый по счёту в Санкт-­Петербурге, посвя­щённый святому, в день поминовения которого (30 мая по старому стилю) родился Пётр I. Построить предшест­вующий ему третий собор Екатерина II поручила Антонио Ринальди. Если бы итальянский зодчий воплотил свой замысел, то храм мог бы стать лучшим его творением в Санкт-­Петербурге, но строительство шло медленно, Риналь­ди покинул Петербург, и завершал собор другой итальянец — Винченцо Бренна, значительно исказивший за­думанное предшественником.

Кто строил Исаакий?

В 1809 году объявили конкурс на созда­ние нового собора с учётом требова­ния Александра I оставить алтари пре­дыдущего храма. Однако все зодчие, во избежание неравномерной осадки нового собора, предлагали снести их, поэтому царь не одобрил ни один из проектов этого и последующих кон­курсов. В 1816 году он повелел инже­неру Августину Бетанкуру подобрать архитектора для перестройки Исаакиевского собора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Рикара Монферрана. Монфер­ран трудился над проектом в течение всего 1817 года и создал 24 эскиза в раз­личных архитектурных стилях. Для со­хранения трёх уже освящённых алта­рей он предложил соединить в здании старые и новые части, что редко даёт положительный результат. Тем не ме­нее 20 февраля 1818 года Александр I утвердил проект, и возведение собора началось. В основном оно происходи­ло в правление Николая I, курировав­шего процесс строительства вплоть до личного инспектирования объекта.

Филипп Бенуа. Вид Исаакиевского собора со стороны Конногвардейского манежа. 1845. Париж, печатное заведение братьев Тьерри
Филипп Бенуа. Вид Исаакиевского собора со стороны Конногвардейского манежа. 1845. Париж, печатное заведение братьев Тьерри

В 1818 году приступи­ли к разборке западной ча­сти старой церкви, а в июле 1819 года под будущее со­оружение заложили памят­ную доску. Но Монферран, не знавший особенностей северных болотистых грун­тов, не мог решить пробле­му создания фундамента, способного выдержать ко­лоссальную постройку. Понадобился огромный опыт Августина Бетанкура, кото­рый давал своему протеже чёткие указания. Чтобы све­сти к минимуму последст­вия будущей неравномер­ной осадки, было решено заложить под храм сплош­ной фундамент на свай­ном основании. Просмо­ленные сосновые брёвна длиной 6,5 метров и диа­метром 26 – 28 сантиметров для укрепления грунта за­бивали в котлован на рас­стоянии равном диаметру сваи. Кроме оставшихся от фундамента предыду­щей церкви почти 13 тысяч свай, под новую несущую конструкцию дополнитель­но забили ещё около 11 тысяч. Проме­жутки между ними заполнили утрам­бованной землёй. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты, а сверху — кладку из бутовых камней, скреплён­ных цементом. В результате общая высота фундамента собора без учёта свайного основания составила более семи метров.

В 1821 году, в связи с поступавши­ми в адрес проекта Монферрана критическими замечаниями, император учредил специальный комитет, пришедший к выводу о невозможности пе­рестройки третьего Исаакиевского со­бора без доработки проекта. В 1824 году был объявлен конкурс, в котором Мон­ферран участвовал на общих основаниях, приложив все усилия к «исправлению» своего первоначального замысла, и в марте 1825 года его работа снискала высочайшее одобрение.

Всё это время в Финляндии в каме­ноломнях Пютерлакса на берегу Фин­ского залива заготавливали монолиты для колонн собора из высокопрочно­го камня — гранита. Как и многие ар­хитекторы Петербурга, создатели со­бора применяли рапакиви (от фин. «гнилой камень»), достаточно легко поддающийся обработке. На одном из заводов петербургского промышлен­ника Чарльза Берда построили бар­жи для перевозки гранита. Каждую из них два парохода буксировали до Сенатской площади Петербурга, от­куда по рельсам доставляли на строи­тельную площадку. Блоки стилобата, а также колонны шлифовали и поли­ровали, что в известной мере предохраняло камень от атмосферных воз­действий и давало хороший внешний эффект.

Колонны портиков, вопреки сло­жившейся практике, установили до возведения стен храма. Поднимали их с помощью особых лесов высотой 22 метра с 16 горизонтальными чугун­ными воротами (кабестанами) с рыча­гами, каждый из которых приводился в движение восемью рабочими. В пор­тиках такие леса соорудить было бы невозможно. За подъёмом первой из 48 колонн 20 марта 1828 года наблюдали Николай I с семьёй и многочислен­ные иностранные гости. Столб высо­той 17 метров и массой около 114 тонн, обшитый войлоком и циновками, об­вязали прочными корабельными ка­натами. При помощи деревянных кат­ков вкатили его в один из пролётов лесов и закрепили концы канатов че­рез систему блоков на кабестанах. По сигналу 128 человек начали вращать кабестаны, и гранитный монолит за 40 – 45 минут был поднят. Последняя колонна заняла своё место 11 августа 1830 года.

Всего же в Исаакиевском со­боре 112 гранитных колонн различной величины. Из двух 16-колонных порти­ков главный обращён на север, к Неве, противоположный — к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отноше­нию к алтарю, снаружи отмеченно­му восьмиколонным портиком, симме­трично повторяющимся с запада.

Следующим этапом строительства, длившимся до 1836 года, стало возведе­ние стен. По мощи выложенных из кир­пича и гранита, соединённых кованы­ми железными связями стен (толщина северной и южной достигает пяти метров, западной и восточной — два с половиной метра) Исаакиевский собор превосходит все другие сооружения города. Впечатление монументально­сти здания дополняет его облицовка тяжёлыми мраморными плитами.

Спокойные, гладкие плоскости фа­садов собора прорезаны арочными ок­нами с массивными наличниками и волютами. Их проёмы, стремясь уси­лить впечатление грандиозности сво­его творения, Монферран увеличил более необходимого. На трёх сторонах собора (за исключением восточной) находятся величественные наружные двери с бронзовыми барельефами, от­личающиеся строгостью композиции и совершенством художественного ис­полнения.

В 1837 году приступили к соору­жению купола. После возведения его основания на 43-­метровую высоту по наклонному настилу внутри здания подняли 24 гранитные колонны мас­сой более 60 тонн каждая. Архитек­тор Исаакиевского собора талантли­во применил опыт Кристофера Рена, создавшего трёхчастную кирпичную структуру купола собора Святого Пав­ла в Лондоне.

Исаакиевская площадь (с 1849 по 1944 годы — Мариинская площадь). Почтовая карточка. 1915
Исаакиевская площадь (с 1849 по 1944 годы — Мариинская площадь). Почтовая карточка. 1915

Купол Исаакиевского собора обли­цован медными листами, позолочен­ными «огневым способом» — их три­жды покрывали амальгамой из золота и ртути, которую выпаривали, нагре­вая листы над жаровней, что сохра­нило позолоту без повреждений на протяжении более полутора веков. По­золоченные главы храмов встречают­ся достаточно часто, но купол Исаа­киевского собора по своим размерам единственный в своём роде не только в России, но и в мире.

Освящение главного храма Рос­сийской империи свершилось 30 мая 1858 года при огромном стечении на­рода. На нужды кафедрального собора ежегодно отпускалась из казначейст­ва крупная сумма, так как его содер­жание и квалифицированный ремонт требовали больших затрат. Указом от 22 октября 1864 года Александр II пе­редал здание в ведение Министер­ства путей сообщения, 28 января 1871 года — Министерства внутренних дел, где оно и находилось до 1917 года.

Исаакиевский собор, проектиро­вание которого совпало с расцветом классицизма, а последний этап строи­тельства пришёлся на его позднюю фазу, стал одним из самых больших и интересных сооружений, завершив­ших целую эпоху русской художественной культуры.

Строительство Исаа­киевского собора продолжалось с 1818 по 1858 год и по своему размаху пре­взошло подобного рода мероприятия не только в Петербурге, но и во всей России. За 40 лет в нём приняли учас­тие почти 500 тысяч человек: камено­тёсы, плотники, камнерезы, лепщики, кузнецы, скульпторы, живописцы...

Хотя основная часть строительных работ в Исаакиевском соборе завер­шилась в 1843 году, ещё ранее нача­лось его художественно-­декоративное оформление. Оно должно было нести в себе основную идейную и тематиче­скую нагрузку, подчёркивая мысль о консолидации Православной церкви и российской монархии и о почита­нии русских царей как помазанников Божьих.

Декор храма

Фасады храма приобрели особую вы­разительность после украшения их монументальной пластикой. Распо­ложение скульптуры соответствует основному членению масс здания, выделяет его части или объединя­ет их, зрительно смягчает перепады между ними или усиливает художе­ственную значимость отдельных элементов. Выразительные фигуры еван­гелистов и апостолов на вершинах и у нижних углов фронтонов сглажива­ют контраст между вертикалью купо­ла и горизонталью нижнего регистра постройки.

-4

Силуэт собора обогаща­ют статуи ангелов со светильниками на углах здания. Служа переходом от основного объёма к барабану главного купола, они сообщают облику храма законченность. Линию пилястр про­должают изображения ангелов, как бы выступающие из плоскости атти­ка. Акцентируя углы сооружения, они усиливают звучание архитектурных форм. На балюстраде собора, над каж­дой из колонн барабана, установлены фигуры ангелов, подчеркивающие его стройность и устремлённость ввысь колоннады, объединяющие послед­нюю с ритмически членящимся ре­бристым куполом. Чётко выделяющи­еся на фоне неба абрисы скульптур связывают собор с окружающей его воздушной средой.

Особую декоративность Исаакиев­ский собор приобрёл благодаря огром­ным многофигурным горельефам во фронтонах портиков, отлитым в брон­зе заводчиком Ч. Бердом. Это «Вос­кресение Христа» (северный фронтон), «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» (восточный фронтон) французского ваятеля Ф. Ле­мера, «Поклонение волхвов» (южный фронтон) и «Святой Исаакий Дал­матский благословляет императора Феодосия» (западный фронтон) вы­дающегося русского мастера первой половины XIX века И. П. Витали.

Горельеф «Поклонение волхвов» работы И. П. Витали
Горельеф «Поклонение волхвов» работы И. П. Витали

Из­-за значительной тяжести скульптуры впервые в отечественном зодчестве прибегли к особому методу крепле­ния: массивные композиции заклю­чили в металлическую арматуру, ко­торая препятствовала их смещению, нейтрализовывала нагрузку на кар­низ и предотвращала разрушение мраморной облицовки.

В убранстве интерьера храма сказа­лось стремление к синтезу разных ви­дов искусств. Высочайшее мастерство русских умельцев демонстрируют от­личающиеся исключительным совер­шенством камнерезные работы. Стены собора облицованы разными сортами мрамора: как отечественного из Се­верного Приладожья и окрестностей Петрозаводска, так и привезённого из Италии и Южной Франции. Пол вну­три собора выложен плитами светло-­ и тёмно-серого рускеальского мрамо­ра. Нарядная розетка в центральной части под куполом — из розового тив­дийского мрамора, широкий плинт цоколя — из аспидного сланца. Сте­ны облицованы мрамором серавеццо и тивдийским мрамором, из которо­го выполнены и многочисленные кан­нелированные пилястры коринфского ордера, определяющие основной тон декоративного решения интерьера, и астрагал фриза, проходящего на уров­не золочёных капителей пилястр.

Вид на центральную и юго-восточную часть интерьера Исаакиевского собора
Вид на центральную и юго-восточную часть интерьера Исаакиевского собора

Для облицовки главного и малых иконо­стасов, отделки ниш пилонов и дета­лей балюстрады перед главным иконо­стасом применён белый каррарский мрамор. Жёлтый сиенский мрамор в виде крупных прямоугольных плит в обрамлении зелёного генуэзского мра­мора декорирует четыре центральных пилона. Такой же жёлтый мрамор ис­пользован в меандровом орнаменте на стенах, во фризе над иконами первого яруса главного иконостаса. Зелёный генуэзский мрамор украшает устои в арках боковых нефов, из него выпол­нены вертикальные детали в облицов­ке стен и в обрамлении трёх больших дверей собора. Красный гриотто обра­зует фон надписей во фризах над боль­шими дверями и надписей в пилонах.

Исаакиевский собор замечателен тем, что в его убранстве присутству­ют минералы, редко встречающиеся в интерьерах, как, например, так на­зываемый шокшинский порфир (от греч. «пурпурный»), месторождение которого находится на берегу Онежского озера. Плитами шокшинского порфира выложена солея перед глав­ным иконостасом, из него же — сту­пени, детали цоколя и облицовка вну­тренних сторон главного иконостаса, а также фриз большого антаблемента внутренней части храма.

В декорировке собора использован исключительно красивый по цвету ма­лахит, окраска которого колеблется от светло-­бирюзового до тёмно-­зелёного. Он происходит из Меднорудянских за­лежей, принадлежавших известным заводчикам Демидовым.

Бадахшан­ский лазурит в интерьере Исаакиев­ского собора по качеству считается лучшим в мире. Этот добываемый в Афганистане камень не только очень красив — его цвет необыкновенно устойчив и не теряет своей силы даже при нагревании свыше 1000 °С.