Найти тему
alexunited

Никому не обязан...

Есть такие дети и почти все подростки, которые убеждены, что им должен весь мир, а они никому ничего не должны. Причём мои наблюдения показывают, что эта убеждённость слабо коррелирует с транслируемыми родителями и учителями убеждениями. Вот недавно столкнулся с ещё одним таким ярким индивидуумом.

Это история про реального ребёнка, которого некоторые читатели канала знают лично, поэтому для анонимности назовём его А.

А. типичный 13-летний юноша, закончивший 6 класс обыкновенной общеобразовательной школы на севере Санкт-Петербурга. Помимо школы (с углублённым изучением английского языка) занимается математикой (у меня), шашками и ещё каким-то спортом. Особенного рвения в изучении математики не проявляет, но стабильно посещает занятия и ездит в лагеря.

В прошлом году были проблемы с поведением, под конец той смены приведшие к острому нежеланию продолжать работать с мальчиком. Потом как-то показалось, что всё в порядке, в течение года он продолжал изредка приходить (практически молча отсиживая занятия), чуть чаще присылать через маму домашние задания - и в этом году снова решил поехать в лагерь.

Для начала, приехал он только на третий день смены, прямиком из "Артека", несколько дней опаздывал на все возможные режимные мероприятия (включая отбой, который кажется ему наилучшим временем принять душ). Введение персональных режимов нахождения вне комнаты и в поле зрения руководства отряда не помогло. Решили, по примеру других отрядов и лагерей, отобрать телефон.

А. умудрился влезть в вожатскую и молча вернуть телефон себе. Правда, при этом легко "спалился" в тот же день, решив поиграть в кровати у окна перед отбоем. Получил угрозу выгона из лагеря (причём реальную, ибо его действия можно хоть под кражу подвести, особенно если заявить, что у нас кроме телефона пропало ещё что-нибудь) и режим жёсткого нахождения на виду у руководства. Но ему наплевать и на это!

Вот скажите мне, знатоки подростковой психологии: что у мальчика в голове? Я кое-что в жизни видел и книжки умные читал, но на практике мне всегда удавалось договориться с любым хулиганом, имеющим мозг и капельку мотивации к совершенствованию. То есть "отношение как ко взрослому и спрос как со взрослого" - это обычно работает, с нескольких неудачных попыток подростки привыкают к ответственности и почти не подводят. Но тут не сработало.

Да, на отрицающем правила дерзком хулигане виснут девочки, это я вижу на примере - вот только неужели А. не понимает, что стоящих девочек его протест способен привлечь лишь поверхностно? Ладно, разумеется он не понимает, ибо маловат, но неужели он настолько глуп, что не поймёт? Ведь вокруг полно мальчиков того же возраста, которые ведут себя иначе - хотя некоторых (я доподлинно это знаю) девочки уже давно интересуют ничуть не меньше (а то и больше), чем нашего героя...

В общем, до сих пор под впечатлением. Закидайте меня тапками, назовите никудышным воспитателем, расскажите, что "таких большинство" - у меня за более, чем десятилетие, это первый настолько непредсказуемый и неуправляемый ученик в лагере. Казалось бы, минимальное понимание, что соблюдение правил как минимум просто выгоднее, чем несоблюдение при прочих равных? Что многое из запрещённого запросто может стать разрешённым, если об этом попросить, но приведёт к наказанию, если, не спрашивая, сделать?

И ещё одна страшная мысль: допустим, А. привыкнет к безнаказанности: и в чужую комнату можно зайти, и после отбоя мыться можно, и опаздывать везде и всюду можно - и будет приходить на работу неизвестно когда, и не будет думать о комфорте окружающих в условном общежитии (да и даже в родной квартире), а уж у девочек согласия на сами знаете что спрашивать ему вообще в голову не придёт, ибо ему же хочется...

И вот тут-то общество, критикующее меня, что "не нашёл подхода", резко встанет в позицию "мальчик плохой". Только будет уже поздно...