Помощник президента России Максим Орешкин, который обычно занимается экономическими вопросами, написал статью для ТАСС, в которой затронул ключевые "горячие" темы российской экономики.
"В интересах экономики сильный рубль", - так озаглавило статью издание. Звучит как издевка, - подумают многие. Давайте посмотрим, о чем там говорится.
Начинается все с того, что структурная трансформация экономики, по мнению Орешкина, происходит в России быстрее всех прогнозов.
Такие выводы помпрез делает из единственной хорошей динамики макроэкономических показателей за 2 квартал 2023 года: рост ВВП на 4,9% год к году и другие данные. Также просто утверждает о том, что он объездил десятки предприятий в 20 регионах, и лично видел "увеличение инвестиций предприятий в создание новых технологических решений, научных заделов и обучение кадров", что "активно поддерживается правительством и региональными властями".
Уже все аналитики, в т.ч. и Центробанк объяснили, что этот рост 2 квартала во многом связан с низкой базой 2022 года, и больше такого роста нам не видать.
Орешкин пишет, что российская экономика завершила восстановление после спада и дальше выйдет на устойчивый диапазон ВВП 2-2,5% в год.
Про восстановление, согласно показателям, это правда. Каким будет дальнейший устойчивый диапазон - мы увидим. Например, по оценкам ЦБ, он другой, с отклонением в меньшую сторону.
Но главное: при чем тут трансформация экономики? Никакой структурной трансформации не произошло. Экономика имеет все ту же структуру, все так же в наивысшей степени зависит от цен на сырье и объемов сырьевого экспорта. Где трансформация? Тем более, завершенная раньше всех прогнозов?
Трансформация и восстановление - это в корне разные вещи! Если второе наблюдается, то первым пока даже не пахнет.
Далее Орешкин описывает ситуацию с бюджетом, пишет, что дефицит удалось стабилизировать, и далее, к концу года и в последующие годы он будет оставаться на стабильном плановом уровне 2% ВВП.
Собственно, признает, что бюджет уже "стабильно и по плану" перешел из профицитного состояния в дефицитное.
В частности, помпрез спрогнозировал, что на нормализацию дефицита бюджета повлияет прирост дополнительных нефтегазовых доходов на сумму до 800 млрд рублей в ближайшие месяцы (это 10% от заложенных базовых 8 трлн рублей в год).
На данный момент, напомню, нефтегазовые доходы существенно отстают от плана: по итогам 7 месяцев их собрано только на 47% от годового плана. Ни о каком опережении даже речи не идет, только недобор.
В завершение статьи Орешкин переходит к самому "больному" вопросу - курсу рубля. И... неожиданно обвиняет в ситуации с курсом Центробанк.
Вот цитата:
Основной источник ослабления рубля и ускорения инфляции – мягкая денежно-кредитная политика. Центральный банк обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы нормализовать ситуацию уже в ближайшее время и обеспечить снижение темпов кредитования до устойчивых уровней.
В общем, он тут говорит примерно то же самое, что не так давно Владимир Соловьев,
только более мягко.
И далее утверждает следующее:
Текущий обменный курс значительно отклонился от фундаментальных уровней, в ближайшее время ожидается его нормализация. Слабый рубль осложняет структурную перестройку экономики и негативно влияет на реальные доходы населения. В интересах российской экономики - сильный рубль.
То есть, буквально обещает значительное укрепление рубля в ближайшее время.
Я так полагаю, что именно после таких обещаний, исходящих от помощника президента, Центробанк в тот же день объявил экстренное заседание по ключевой ставке.
Так сказать, получил сигнал и отреагировал. Но вот то, что он ранее, как утверждает Орешкин, проводил "мягкую денежно-кредитную политику" - это вряд ли выбор самого Центробанка, официально отвечающего за инфляцию и курс рубля.
"Мягким" рублем затыкали стабилизировали тот самый дефицит бюджета, о котором Орешкин пишет выше. И вот, если, по его словам, уже достигли заданной цели, стабилизировали, значит, и рубль можно укреплять обратно.
Особенно понравилась последняя фраза, которая должна всем запомниться: "В интересах российской экономики сильный рубль". Ну конечно, нет. В интересах сырьевой экспорто-ориентированной экономики никак не может быть сильная национальная валюта.
Правильнее вообще говорить о стабильности, а не о силе или слабости. И вот с этой стабильностью у нас в последнее время, мягко говоря, большие проблемы.
Ну что же. Все запомнили обещания Орешкина, ждем сегодняшних действий ЦБ и наблюдаем за их результатами. Это будет интересно.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!