На днях, дорогие читатели, мы с вами детально рассматривали весьма оригинальный костюм немецкого герцога 16 века,
а сегодня, по аналогии, я решила так же детально рассмотреть с вами модные доспехи Филиппа IV Габсбурга (1605 – 1665 гг.), короля Испании и Португалии.
Сами видите - наряды похожи. Там и там их носители с головы до пят облиты позолотой и обильно декорированы. Оба портрета один раз увидев - не забудешь, и ни с каким другим портретом не перепутаешь.
Пару слов скажу о самом Филиппе.
Человеком он был двойственным, и отношение к нему и к его делам, до сих пор - неоднозначное.
На людях Филипп был олицетворением величия. Это был КОРОЛЬ.
Не живое чувствующее и имеющее слабости существо - а символ власти и монархии.
Он вел себя как статуя. Был совершенно бесстрастным, торжественным, и за все время правления публично рассмеялся всего три раза, чем поразил подданных. Ну - представьте, если бы при вас рассмеялась статуя...
Но в частной жизни это был мягкий обаятельный человек с отличным чувством юмора. Он был прекрасно образован, посещал модные литературные салоны, очень любил театр, коллекционировал произведения искусства, и много внимания уделял религиозным вопросам, будучи человеком глубоко верующим.
Но таким одуванчиком - ботаником он тоже не был, так как наряду с театром и литературой любил охоту, и такое жестокое зрелище как бой быков.
Филипп был два раза женат, и стал отцом 10 детей от первой супруги и 5 от второй, но, к сожалению, далеко не все дети выжили.
Еще он любил актрис и стал отцом целого отряда внебрачных детишек (примерно около 30), двоих из которых он признал официально.
Ну и как тонкая художественная натура, любившая все красивое, король не отказывал себе в нарядах.
В частности, в баснословно дорогих доспехах.
Начиная примерно с 15 века доспехи, до этого игравшие колоссальную роль в обеспечении безопасности своего владельца, постепенно выродились в декоративный, но чрезвычайно дорогой предмет дворянского престижа.
Произошло это, конечно же благодаря распространению огнестрельного оружия, от которого никакие доспехи не помогали.
Доспехи того периода - произведение не только оружейного, но и ювелирного мастерства. Потому что, конечно, не один человек создавал такую сложную красоту. Это - результат гармоничного партнерства ряда умельцев.
Но - перейдем к портрету.
Здесь, помимо идеальной прически короля (волосок к волоску), меня интересует ворот его костюма. Впечатление, что он металлический, и при этом имитирует воротник из ткани.
Великолепный шлем, который никак нельзя было надеть на металлический воротник (неужели это ткань???).
Обратите внимание, что внутри шлем имеет мягкую стеганую подкладку. Все-таки носить эту жестянку на голове было не комфортно.
Элементы пластин на груди - с заклепками. Красное, как понимаю, это эмаль (на доспехах - ленту я вижу)
На груди у короля, если я не ошибаюсь, висит рыцарский Орден Золотого Руна. А вот на внутренней стороне локтя, на его внутреннем сгибе, обратите внимание - доспеха нет, но есть декор подходящей по цвету и рисунку тканью.
Заклепки на руке. Интересно - зачем на доспехи, так красиво декорированные растительным узором, сверху были напаяны эти золотые обручи? В чем смысл этих полосок? Красоты они явно не добавляют - скорее портят внешний вид изделия.
Гладкий манжет под цвет воротника (неужели все-таки воротник из ткани???), и, посмотрите - при согнутом положении руки - как идеально подогнан узор на доспехе. А сам локоть - идеально защищен. Все отлично сгибается в нужных местах, не принося неудобства владельцу.
Доспехи, чья форма и детали оттачивались и подгонялись веками - сами по себе - шедевр.
Элементы костюма дополнены, видимо, позолоченной кожей.
Интересные "крылья" прикрывают пятую точку короля. Видимо, они отгибались назад при посадке в седло, и рыцарь в таком доспехе сидел на коне не железом, так сказать, а непосредственно мягким местом.
Такого же рода ткань, как мы видели на внутреннем сгибе локтя. То есть между ногами тоже не было металлических накладок. Ходить и сидеть можно было относительно свободно.
Какая-то интересная деталь сбоку от наколенника. Возможно, она закрепляла всю конструкцию, а возможно - у нее тоже была некая защитная функция.
На внутренней стороне, сверху и снизу видны замочки, которые скрепляют половинки лат на лодыжке.
Впечатление, что здесь эти полоски декорируют сложносоставную часть доспеха, благодаря которой ступня остается подвижной, и можно нормально ходить.
Каким бы легким (относительно) не был этот костюм, он выкован из металла - и все равно тяжелый.
Этот портрет Филиппа был написан Гаспаром де Крайером, очень популярным художником того времени, который писал австрийскую и испанскую знать.
У него же есть еще один портрет Филиппа - в этом же самом костюме:
Но только костюм этот представлен без низа, так сказать. В более человеколюбивом варианте.
Судя по всему, художник не заморачивался, и написал на одной основе два портрета короля, слегка поменяв окружающую среду, и немного видоизменив, для приличия, сами доспехи. В остальном, если две фигуры Филиппа вырезать и наложить друг на друга, произойдет их стопроцентное совмещение.
Ну и раз пошла такая тема - давайте посмотрим детали еще парочки дорогих доспехов.
1. Художник Алонсо Санчес Коэльо. Филипп II Испанский (1527 - 1598 гг.) в латах. Как вы уже догадались - это дедушка предыдущего модника.
Давайте рассмотрим его роскошный доспех. Обратите внимание на кованые выпуклые фигурки и лица.
Боюсь, доспех деда был еще сложнее и дороже доспеха внука)
Листайте.
2. Портрет эрцгерцога Альбрехта VII Австрийского (1559 - 1621 гг.), губернатора испанских Нидерландов (мастерская Франса Пурбуса Младшего).
Как видим - и здесь фигурирует Испания. Тоже великолепная работа оружейников. Доспех был с тонкой гравировкой, и отполированный. Конечно - это паркетный доспех. Исключительно как знак благородного происхождения и немалого состояния.
Листайте:
В общем, эту красоту можно рассматривать до бесконечности. Доспехи не повторялись, и каждый дорогой доспех был шедевром красоты.
Предлагаю пролистать подборку портретов. Смотрим не на лица, а на доспехи. Однако по видам и периодам мы доспехи сортировать не будем. Просто любуемся работами канувших в лету мастеров.
Портреты, простите, не подпишу. Подписи почему-то исчезают.
Надеюсь, тема вам понравилась.
Сперва я хотела написать только о Филиппе Четвертом, но потом нашла много аналогичныж портретов, и не поделиться с вами найденной красотой оказалось выше моих сил.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого справа на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.