“Приступая к Нему, камню живому, людьми отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, будьте выстраиваемы как дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла, камень преткновения и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены” (1 Пет. 2:4-8).
В Библии есть моменты, которые можно узнать и по достоинству оценить, только если принять во внимание ту землю и ту природу, в которой жили ее авторы. Восточное побережье Средиземного моря — это жаркий, сухой регион. Хорошей земли, пригодной для земледелия, почти нет. Нет полноводных рек для ирригации, и большая часть этой области неплодородна и безлюдна. Такие земли в Библии называются «пустыней».
На земле, которую Израиль называл домом, много чего не было, зато было в изобилии камней. Неудивительно, что израильтяне нашли способы применения этого природного ресурса. Камни они использовали в качестве оружия и как строительный материал. В твердости камня они также нашли метафоры для выражения их связи с Богом.
Во Второзаконии и в Псалтири камнем, или «твердыней», иногда называется Сам Бог. Он был непоколебимой, стойкой твердыней Израиля, их надежной силой. Моисей пел: «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:3, 4).
Метафоры камней земли продолжаются и в Новом Завете. Когда Петр исповедал Иисуса Христом, Господь сказал, что его исповедание — это камень, надежное основание, на котором Он построит Свою церковь. «Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Возможно, апостол воспользовался образом камня для описания работы и миссии Христа, будучи вдохновлен как раз этой метафорой Господа.
(1) Иисус камень, потому что Он надежный водитель и образец того, как должны жить христиане (1 Пет. 2:6). Он указал путь и подал пример, как Его ученики должны служить Богу. Иисус не просто камень; Он краеугольный камень. Петр выразил свою мысль, воспользовавшись словами из Ис. 28:16: «Поэтому так говорит Господь Бог: “Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится”».
В Израиле как раньше, так и сейчас мало деревьев. Дерево — редкий и дорогой строительный материал. Не имея возможности работать с деревом, израильские мастера стали искусными каменщиками. Они настолько точно обрабатывали камень, что часто не нужен был никакой строительный раствор. Хотя обычно думают, что Иисус был плотником, многие сейчас считают, что греческое слово тектон лучше переводить как «каменщик». Сегодня в Иерусалиме закон требует возводить здания только из камня. Иерусалим — город, построенный из камня. Так было и в древнем мире.
При жизни Петра иудеи со всего мира знали о величественном храме, построенном Иродом в Иерусалиме. Даже неиудеи восхваляли его грандиозный вид и красоту. Ирод расширил естественные границы холма, на котором Соломон построил храм. Для возведения несущей стены его строители использовали массивные камни. Им удалось построить не только храм, но и отвести большую территорию под дворы, окружив ее великолепным притвором (открытой галереей с колоннами). Все было построено из камня. Археологи обнаружили много каменных блоков. По приказу Ирода камни помечали, скашивая по углам, и археологам не составляет труда распознать их.
В стихах, предшествующих тем, в которых Петр цитирует Ис. 28:16, метафора камня расширяется. Петр говорит, что если Христос камень, то каждый христианин в определенном смысле разделяет Его крепость. Со своим Господом все христиане вместе выстраивают дом, где живет Бог. Каждый верующий — живой камень в этом доме (см. 1 Пет. 2:4, 5).
Христиане — тоже камни. Похоже, что основание сегодняшнего общества рушится. Однако это не касается тех, кто взирает на Христа как на краеугольный камень. Христианские мужья почитают своих жен. Жены уважают своих мужей. Оба они воспитывают детей в знании и учении Господа. Они хорошо обращаются со своими соседями. Их слова тверды, как камень. Их визитная карточка — честность. Их образ жизни говорит об их стойкости. Петр дает понять, что Иисус — твердый камень, надежное основание, на котором зиждутся вера, надежда и убежденность христиан. Землетрясения могут поколебать здание, но то основание, на котором христиане строят свою жизнь и на которое возлагают надежду, не смогут повредить даже врата самого ада. Века минуют, народы приходят и уходят, горы поднимаются и исчезают в море, но Камень Христос, как и Бог Израиля, остается вечно неизменным (см. Пс. 101:26-27).
(2) Иисус — камень, положенный в основание, но Он также и отверженный камень (1 Пет. 2:7). От краеугольного камня, каким является Иисус, камня, положенного в основание дома Божьего, Петр переходит к другой метафоре. На этот раз он обращается к Пс. 117:22-23. Иисус Сам процитировал этот псалом, когда полемизировал с иудеями и они отвергли Его. «Иисус говорит им: “Неужели вы никогда не читали в Писании: `Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа и есть дивно в очах наших`?”» (Мф. 21:42).
Когда Иисус цитировал Пс. 117, Он говорил с иудейскими руководителями. Будучи знатоками Писаний, они прежде других обязаны были узнать Христа Божьего. Но они отвергли Его, смеялись над Ним и способствовали Его распятию. Иисус был отверженным камнем. Петр, видимо, расширяет смысл псалма. Иисуса отвергли не только иудеи, но также мудрые и титулованные люди мира из всех народов.
Краеугольным камнем дома сделал Иисуса Бог. А люди отвергли и продолжают отвергать Его. Бог брал немудрое и немощное мира. Смиренного галилейского работника Он сделал краеугольным камнем церкви. Апостолы Пётр и Павел думали одинаково. Интересно видеть, как в другом контексте Павел просто наслаждается парадоксом, что Бог действует через немощь и непритязательность. Пусть мир имеет своих царей, свою пышность, свою роскошь. Павел будет сидеть со смиренными и с ними, при Божьей помощи, завоюет мир. «Когда я немощен, тогда силен», — сказал он (2 Кор. 12:10). И продолжил свою мысль: «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силой Божией; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силой Божией в вас» (2 Кор. 13:4).
(3) Иисус — камень преткновения, камень соблазна (1 Пет. 2:8). Петр цитирует Ис. 28:16 и приходит в заключению, что краеугольный камень — это Иисус. Он цитирует Пс. 117:22 и видит, что Он — камень отверженный. В этом месте апостол опять возвращается к Исаии. «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалой соблазна для обоих домов Израиля, петлей и сетью для жителей Иерусалима» (Ис. 8:14). Павел выражал ту же мысль: «А мы проповедуем Христа распятого — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Для Павла камнем соблазна был, прежде всего, крест (см. Гал. 5:11).
Римляне уважали силу. Когда искушенные и по-мирскому мудрые римляне впервые услышали о христианстве, они сочли это превосходной шуткой. Этот Спаситель христиан был распят римлянами. Как смешно думать, что Он достоин поклонения! Для иудеев Иисус был камнем преткновения по иным причинам. В законе Моисея было место, которые сводило на нет любую вероятность того, что Иисус был Христом. «…Проклят пред Богом всякий, повешенный на дереве», — сказал Моисей (Втор. 21:23; см. Гал. 3:13). Иудеи и язычники одинаково претыкались о представление об Иисусе как о важной персоне. Для них было безумием думать, что распятый человек мог быть Сыном Божьим.
Заговорив об Иисусе как о камне преткновения, Петр смещает акцент. Мирские люди претыкались об учения Иисуса, потому что любили свой грех и не хотели никакого Бога. Они хотели следовать своим желаниям (см. 1 Пет. 2:8). Крест продолжает быть камнем преткновения для многих людей в мире. Как и в мире Римской империи, крест Христа не подходит людям, которые стремятся к богатству, славе и могуществу. Говорят они это или нет, жизнь очень и очень многих людей свидетельствует о том, что крест является камнем преткновения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на Ветхом Завете, Петр с помощью метафоры камней, существовавшей в его мире, обогащает наше понимание Иисуса и нашу связь с Ним. (1) Иисус — камень, потому что Он достойный и неизменный образец благости и благочестия. (2) Иисус — отвергнутый камень. (3) Иисус — камень преткновения, камень соблазна.