Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.74): ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ НА ГОГА И МАГОГА

Главы 38 и 39 чётко выстроены. Они содержат семь прорицаний, каждое из которых начинается с фразы “Так говорит Господь Бог” (38:39, 10-13, 14-16, 17-23; 39:1-16, 17-24, 25-29). В них рассказывается, как Гог, князь Мешеха и Фувала, собрал на севере огромное войско и пришёл покорить землю Иудеи. Он намеревался уничтожить людей, которые мирно жили в неукреплённых городах. Однако Бог вмешался, уничтожив вторгшуюся армию в грандиозном побоище, так что земля была наполнена трупами и засыпана оружием. Тела были пищей для диких животных, а оружие в течение семи лет израильтяне использовали как дрова. Джон Тейлор пишет:

“Идея великой эсхатологической битвы между силами зла, или севера, и верным народом Божьим была не нова. Иезекииль знал, что он говорит об исполнении того, что предсказывали предыдущие пророки (38:17; 39:8), и в его словах эхом повторяется речь других, в особенности Иеремии (Иер. 4:5—6:26; ср. Иоил. 2:20). Фактически, он изображает последние дни, используя образы будущего «дня Господа», какие рисовали себе пророки Иоиль (Иоил. 2:28-32), Амос (Ам. 5:18-20) и Софония (Соф. 1:14-18) и какие нашли яркое выражение в отдельных местах книги Исаии (Ис. 29:58; 66:15 и дал.) и книги Захарии (Зах. 12:1-9; 14:1-15). Это совершенно иная картина, нежели тема «золотого века», в образах которого было описано возвращение из плена в землю обетованную. Насколько возможно объединить эти два подхода в последовательную хронологическую схему, пусть решают другие, исходя из уже предпринимавшихся попыток сделать это. Важно отметить, что Иезекииль был явно способен использовать оба образных строя без ощущения противоречия, хотя он не даёт никакого более или менее чёткого наставления, как их можно согласовать между собой”.

ПРОРИЦАНИЕ 1: ОПИСАНИЕ ГОГА И ЕГО ВОЙСК

“И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! обрати лицо твоё к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и всё войско твоё, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех, вооружённых мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою. Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождём. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придёшь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители её будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. И поднимешься, как буря, пойдёшь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою»” (Иез. 38:1-9).

Стихи 1, 2. “Гог в земле Магог” (ст. 2) остаётся предметом многих споров. Частично возникающие с этим отрывком сложности можно отнести на счёт таких работ, как Справочная Библия Скофилда, где сказано: “С тем, что здесь главным образом подразумеваются северные (европейские) державы во главе с Россией, согласны все... Упоминание о Мешехе и Фувале (Москве и Тобольске) — чёткий тому указатель”. На самом деле толкователи далеки от согласия. С развалом Советского Союза многие толкователи отказались от этой позиции. Некоторые пересмотрели своё толкование этого отрывка, попытавшись связать Гога и Магога с современными странами, а кто-то остался при своём мнении.

Этот раздел был написан, чтобы восстановить веру в Господа. Теперь Он будет сражаться за Свой народ, а не отворачиваться от него (как Он это сделал в 587[6] г. до н.э.; гл. 11). Как и во времена завоевания Ханаана, Бог снова будет сражаться за Израиль. Наиболее вероятно, что эти названия не относятся к какому-то буквальному народу или стране, а были употреблены пророком для обозначения врагов Божьего народа вообще. Согласно Тайлеру, “Происхождение... этого имени менее важно, чем то, что оно символизирует, а именно: персонифицированного вождя сил зла, которые намереваются уничтожить Божий народ”. Тогда становится понятно, почему Иоанн мог с такой лёгкостью употребить эти имена в Отк. 20 — так же по отношению к врагам Бога и Его народа. Тем не менее, было выдвинуто множество предположений относительно исторических параллелей Гогу, Магогу, Мешеху и Фувалу.

Стихи 3, 4. Семь прорицаний начинаются в ст. 3. В первом прорицании Бог описывает Гога и его войска. Господь обещает вложить удила в его челюсти и вывести Гога с его войском (ст. 4). Лексика здесь сходна с описанием поимки морского чудовища в 29:3-5, что говорит в пользу теории о том, что эти силы — просто метафора. Описанное вооружение — такое, какое было у древних народов, сильно отличающееся от современного технологически сложного оружия. Это войско сидит на конях (см. ст. 15), оно вооружено мечами, одето в брони и защищено щитами. Эти доспехи были сделаны из такого количества дерева, что израильтяне могли использовать их как дрова в течение семи лет (39:9, 10).

Стих 5. Перечисляются враги Израиля. Гог предстаёт перед нами собравшим и присоединившим к своей и так уже могучей армии огромные силы. Среди них персы, эфиопы и ливийцы. Карл Хауи отмечает: “Само собой разумеется, что названия этих древних мест не имеют никакого отношения к современным народам и государствам”. Войско Гога теперь включает двух южных союзников, Эфиопию и Ливию. С их помощью будет легче взять Израиль в кольцо.

Стих 6. “Гомер со всеми его полчищами” — ещё одна сила, которая названа, но чётко не идентифицирована. Старшего сына Иафета звали Гомер (Быт. 10:2). Некоторые учёные связывают Гомера с ассирийцами; другие связывают его с киммерийцами. Иные полагают, что дом Фогарма — это древняя Армения (см. 27:14; Быт. 10:3).

Стих 7. С большой иронией Бог призывает эти народы готовиться. Он знает, что их усилия будут напрасны. Бог говорит: “Только попробуй”. У этой армии нет шанса на победу над Богом.

Стих 8. “После многих дней ты понадобишься”, — продолжает пророчествовать Иезекииль. Это событие произойдёт в будущем, “в последние годы”. (Обратите внимание на фразу “в последние дни” в стихе 16). Некоторые учёные ошибочно старались доказать, прилагая к тому большие усилия, что это время является периодом непосредственно накануне второго пришествия Христа. Эта фраза очень широко употребляется в Ветхом Завете, и поэтому нельзя говорить, что она точно указывает на какое-то определённое время (см. Быт. 49:1; Чис. 24:14; Иер. 23:20; Дан. 2:28; 8:17, 19, 26; 10:14; Ис. 2:2; Ос. 3:5). Из этих стихов очевидно одно: фраза “последние годы” указывает на время, когда Израиль будет избавлен от меча. Слово “меч” в книге Иезекииля чаще всего подразумевает Вавилон (см. Иез. 21:1-19). А если так, то эту фразу можно понять как “избавлен от Вавилона”. Поэтому не имеет смысла связывать это пророчество с неким периодом в будущем, удалённым от времени вавилонского плена на тысячи лет. Фразы “собранную из многих народов” и “на горы Израилевы” встречаются в книге Иезекииля не впервые (36:24; 37:21; 34:13; 36:1-8) и не относятся к концу времени.

Тот факт, что Израиль жил безопасно (см. 38:11, 14), является важным понятием в этом отрывке. Эта фраза никак не согласуется с теорией диспенсационного премилленаризма, помещающей сражение с Гогом где-то в середине периода великой скорби (определённо не время безопасности). Однако она, безусловно, напоминает нам об обещании безопасности с приходом Мессии (34:25, 28). Она хорошо и последовательно описывает мир, который имеют пребывающие во Христе (см. Ин. 14:27; Фил. 4:47; Рим. 5:1).

Стих 9. Здесь видна многочисленность армии Гога. Как буря, которая накрывает землю и быстро собирается на ней в одной точке, армия Гога закроет землю, покрыв её своими полчищами и многими народами.

ПРОРИЦАНИЕ 2: ЗЛОЙ ЗАМЫСЕЛ ГОГА

“Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: «поднимусь я на землю неограждённую, пойду на беззаботных, живущих беспечно, — все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, — чтобы произвести грабёж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселённые развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли». Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: «ты пришёл, чтобы произвести грабёж, собрал полчище твоё, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?»” (Иез. 38:10-13).

Стих 10. Второе пророчество раскрывает “злое предприятие” Гога. Гог захотел произвести смятение, и мирный израильский народ показался ему вполне подходящим для его зловещего замысла. Он хотел убивать и грабить, а Израиль был лёгкой добычей (не имея укреплённых городов). Этот стих подтверждает свободный выбор Гога. Его не принуждали выступать против Израиля, но делал он это в соответствии со своими злыми мыслями, которые побудили его задумать злое предприятие. (Этот стих проясняет заявления Бога в стихах 4 и 16 относительно Своих действий). С. Фиш говорит: “Тяжесть преступления Гога будет заключаться в том факте, что его атака будет направлена против страны, которая была опустошена и чей народ был возвращён из стран, среди которых он был рассеян”.

Стих 11. Стратегия Гога состояла в том, чтобы напасть на “землю неограждённую” — области, которые не были защищены. Здесь раскрывается варварская сущность врага: они хотели убивать и грабить беззащитных. В 36:35 Иезекииль говорил об укреплённых (обнесённых стеной) городах. В Зах. 2:4, 5 также упоминается, что Иерусалим “будет городом без стен” (Современный Перевод), так как его защитой будет Бог.

Стих 12. Раскрываются намерения Гога. Он хотел...

1. Произвести грабёж — Воинам было позволено брать всё, что они найдут в домах побеждённых городов.

2. Набрать добычи — Казна Израиля наполнилась путём покорения других народов и разграбления их богатств. Полагают, что эта фраза также подразумевает сокровища храма, которые вражеским воинам не будет разрешено взять себе. Эти предметы будут захвачены царём армии-победительницы.

3. Наложить руку на вновь заселённые развалины — Страна пережила тревожные времена, а Гог принёс новые беды. Гог не проявлял интереса к самой земле, а намеревался разграбить её богатства и затем вернуться домой.

4. Наложить руку на народ — Эти люди пережили время невзгод и борьбы. После пленения они были собраны из народов, чтобы снова жить в мире на своей земле. С тех пор как они возвратились на свою землю, они жили в достатке, получив скот и имущество — как раз та добыча, которую жаждали захватить воины.

О Божьем народе говорится как о живущем “на вершине земли” (см. Суд. 9:37). С могущественными египтянами на юге и с ассирийцами и вавилонянами на севере Израиль находился в центре (см. 5:5). Гог (с далёкого севера) не видел никакой опасности ни для себя, ни для своего царства. Его замыслы были порождены вожделением и жадностью.

Стих 13. К Гогу присоединились другие народы, в том числе Сава (на юге; см. 27:22, 23), Дедан (на востоке; см. 25:13; 27:15, 20) и Фарсис (на западе; см. 27:12) “со всеми молодыми львами”. Эти жадные народы хотели принять участие в грабеже, так как Израиль казался лёгкой добычей.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи