1950 -1953 гг.. Музкомедия, Свердловск. Ситников Н. В.
Продолжаю публиковать рукописи своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), памяти его создан этот блог.
"Перешел работать в музкомедию, и вновь ремонт старых постановок спектаклей, идущего репертуара с 1939 г. по 1949 г., около 60 спектаклей. Заново изготовливались новые оформления.
Одновременно с Кривинской в театре работал Н. В. Ситников, им оформлено много спектаклей, с ним много было написано декораций:
"Табачный капитан", 1944 г.;
"Акулина", 1948 г.;
"Трембита", 1950 г.;
"Дочь фельдмаршала", 1950 г.;
"Майская ночь", 1952 г.;
"Мечтатели", 1952 г.;
"Огоньки", 1953 г....
Ситников на работу приходил одухотворенный, за ночь сделал эскизы. Щупал грунт, плевал на него, проверял на вязкость...
Он без грунта не работал, говорил: "Грунт - это полработы".
Состав грунта он выведал у мастера, был в Свердловске такой умелец...
Клейстерный грунт без пигмента, он как резина, лежит прочно на полотне, краска не промокает насквозь, обратная сторона остается совершенно чистой. Грунт дает отлип, и пыли не существует.
Были мы на гастролях в Куйбышеве, шла подвеска на штанкеты задников. Местные технички пришли на сцену с ведрами и вениками. В чем дело? Оказывается, подметать пол. Когда у них идет подвеска декораций - пыль до потолка, и с пола выметают ведрами песок с пигментом.
Посмотрели, как они пишут. Это каторга. Определенного помещения нет, писали на тротуаре, прижав холст камнями. Никаких грунтов, краска не трется, один песок, и пишется "как чёрт за волосы". Кисть не скользит, краска не прилипает, при первом свертывании задника все осыпается.
Урок, но этот урок мы давно прошли. Немедленно надо уходить от таких условий работы.
Но их мало исполнителей в театре, и с ними никто не считается, это рабы, а вы говорите, что нет рабов у нас.
Ситников, когда его постановка, приходил на работу рано, холсты натянуты, загрунтованы Николаем Петровичем качественно, которому он только и доверял это.
Вдохновленный, энергичный, снимал пиджак, засучивал рукава и брюки. "Ну, быка за рога", и большой макловицей начинал широко писать второй план кулис.
Писал широко, размашисто, цветно.
Мне давали писать первый план, так как я рисую четко, жестко, грубо. А Наташа писала даль, нежно, живописно.
Через некоторое время Ситников говорил: "Я выдохся, продолжайте в такой манере" и уходил. И мы продолжали.
Он был капризный, если не по его написано, нервничал и приходилось переделывать.
Цвет он видел целомудренно и умел всегда подобрать сочетания, особенно в таких спектаклях, как "Акулина", "Самое заветное", "Майская ночь".
А на других постановках, как "Мечтатели", "Дочь фельдмаршала", "Фиалка Монмартра", приходилось вывертываться мне.
Тут я изучил архитектурные стили, и рококо, и барокко.
Почти около месяца писался Екатерининский зал для спектакля "Дочь фельдмаршала".
Как это время было прекрасно...
Какой спектакль получился - прелесть, неповторим!
Его запретили ставить в Москве, чтобы не скомпроментировать режиссуру Московской оперетты, у них спектакль назывался "Суворочка", не видел.
Видели мы в Ленинграде оперетту "Вольный ветер", и это было так плохо, старомодно, пошло. Прыгали с высоты, кричали, задирали ноги, изображая танцы...
Танцевал хорошо в то время только Маренич.
Были мы на гастролях в Ленинграде, играли в особняке Романовых, там располагалась оперетта.
Первый спектакль был "Свадьба с приданым".
В антракте в курилке шел разговор публики: "Вот на Урале театр, так театр, а где наш?"
Спектакли всегда заканчивались громом аплодисментов.
Пока артисты выходили на поклон несколько раз, рабочие за кулисами успевали разобрать декорации, и уйти по домам.
А публика все аплодировала и не уходила.
Были прекрасные времена!
Также хорошо проходили гастроли и в Горьком, там было много иностранцев с автозавода.
Как они принимали "Фиалку Монмартра", кричали "Бис, превосходно, великолепно", готовы были выпасть из ложи.
В Москве были награждены за оформление спектаклей все технические работники музкомедии. Это было первый и последний раз. Тогда больше никого не наградили. Это невероятно".
Конец рукописи.
Послесловие
На этом заканчивается дедушкина рукопись, закончились записи в заветной тетрадочке, все что было написано им, я опубликовала.
Остались небольшие пометки на разных листочках и рисунках, и истории, которые хранятся в памяти моей мамы, в юности она тоже работала в музкомедии в декоративном цехе, вместе с родителями.
Осталось огромное множество рисунков разных лет, работы деда, бабушки, других художников. Эти работы я буду вам периодически показывать и дополнять историями, если такие найдутся.
Сегодня я вам покажу работы Н. В. Ситникова, эскизы костюмов к нескольким спектаклям Свердловской музкомедии:
Спектакль "Чудесный край"
Спектакль "Дочь фельдмаршала"
Спектакль "Шумит Средиземное море"
Спектакль "Мечтатели"
Спектакль "Майская ночь"
Благодарю за просмотр!
Ранее выпущенные статьи, посвященные памяти моих близких, дедушкину рукопись, рассказы о работе театрального художника, можно посмотреть в подборках:
Памяти близких посвящается
Дедушкина рукопись
Если вам было интересно, прошу поддержать канал лайками, комментариями и подпиской.
Ваша активность очень поможет развитию канала.