Проекция - Это способность нашей психики наделять вещи, животных, людей (особенно детей) теми качествами, которые к ним могут иметь очень слабое отношение, но зато очень значимы для нас.
Представьте, что каждый из нас оснащён особым кинопроектором, который может проецировать своё собственное кино на любой подходящий объект.
И его содержание будет полностью зависеть от нашего опыта и того, что мы знаем. Всё, что мы приписываем другому, является частью нашего внутреннего мира, это есть в нас самих, в большей или меньшей степени.
Проекция – механизм бессознательный.
Мы не можем заставить себя видеть в других то, что "нужно". И то , что мы проецируем на других, говорит нам о наших составляющих личности.
Здесь действует принцип – мы ярче и сильнее видим в других те качества, которые вытесняем, не осознаём в себе.
То, что нам сложно увидеть в себе, мы со всей чёткостью видим в других людях.
Как если бы наш личный кинопроектор помогал нам увидеть частички собственной сущности. Не только увидеть, но и обрести. Любая сущность стремится к целостности, и механизм проекции помогает нам вступить в диалог с теми частями собственной личности, с которыми диалог внутри невозможен. Будет ли это любовь и восхищение или ненависть и вражда – главное, что диалог состоится.
Есть и другая сторона у проекций
– это как наши проекции меняют тот объект, на который они направлены.
Удивительно, но факт – между двумя людьми, особенно близкими создаётся некое "поле" (Фромм), которое меняет оба субъекта. И быстрее меняется тот, который изначально настроен соответствовать видению значимого для него человека.
А вот животные и дети являются лучшими экранами для наших проекций.
Потому что, механизм проекции бессознательный, мы не говорим другому: "Будь таким". Мы бессознательно нуждаемся в том, чтобы он был таким. И он таким становится.
Проекции могут быть и словесно транслируемыми:
"Ты такая же как бабушка Аня…"
Быть такой же как бабушка Аня означало – быть жадной, самовлюблённой, думающей только о себе, глупой, недалёкой и вообще быть очень неприятным человеком.
"Посмотри, какая ты неряха! Ты совершенно не можешь себя организовать!"
В этом случае ребёнок становится носителем маминой "неряшливости", с которой она никак не может вступить в диалог.
А мальчик в семье, состоящей из трёх женщин, может носить проекцию "единственного мужчины в семье", "мужчины, от которого всё зависит" и тащить этот непосильный груз на своих плечах.
Жертвы проекций делают что-то за кого-то, становятся героями чужого кино. Они играют чужую роль, часто беря на себя чужие обязательства, чужие болезни, чужую судьбу. Они как-бы пытаются сделать и завершить то, что не сделал тот, чья проекция на нём висит.
Кот может носить на себе проекцию вашего второго или третьего ребёнка и быть для вас им. А пес может стать отражением вашей озарной части души.
Животные очень хорошо подстраиваются под запросы хозяина и часто внешне могут быть невероятно похожи на хозяев.
А усыновлённые дети становятся похожими на своих приёмных родителей больше, чем родные и даже могут перенять генетически наследуемые (!) врождённые заболевания рода. Всё для того, что бы стать частью этой системы, влиться в неё, стать "как родной", Оправдать возложенные на него ожидания и… проекции.
Животные могут болеть за нас самыми, что не на есть человеческими недугами. И даже могут умереть вместо нас вслед за близким или своей смертью выразить нашу глубокую депрессию.
Ребёнок, не горевавший после смерти мамы, вдруг впадает в глубокий регресс, после того как бабушка решила выкинуть его старое, видавшее виды детское одеяльце. Несколько лет подряд это одеяло было для него "мамой".
Благодаря способности нашей психики к проекции, мы можем встретиться во вне с тем, с чем нам сложно встретиться внутри. Таким образом мы пытаемся восстановить свою целостность.
Но эту целостность мы восстанавливаем за счёт других.
Дочь может стать для мамы возможностью реализовать свою женскую привлекательность и сексуальность. Мама будет наряжать её вместо себя и использовать как щит, демонстрируя обществу как свою проекцию. А девочка будет вынуждена играть чуждую ей роль, быть маминой заменой. Часто и в отношениях с отцом ей приходится играть роль "жены" и "взрослой женщины", беря на себя заботу и демонстрируя сексуальность вместо мамы.
На сыновьях одиноких женщин часто висит проекция "единственного мужчины" и "верного спутника жизни", которая не позволяет этим мужчинам "предать мать и жить своей жизнью".
Признавая своё своим, с одной стороны, и снимая с себя чужие проекции – с другой, мы освобождаем своих детей от необходимости проходить за нас наши задачи и даём себе возможность проживать свою уникальную жизнь во всей её полноте.
Иногда это происходит случайно, но чаще всего это результат нашей неосознанной работы нашего внутреннего кинопроектора.
Дети тоже являются объектами наших проекций. Мы видим в них то, что хотели бы видеть в себе, или наоборот, то, что боимся увидеть в себе. Мы можем проецировать на них свои недостатки и требовать от них совершенства, или же видеть в них своих героев и идеалы.
Но проекции могут быть не только отрицательными, но и положительными. Например, родители могут проецировать на своих детей свои недостатки и неудачи, но также могут передавать им свои сильные стороны и достижения.
Конечно , важно осознавать свои проекции в отношениях с партнером. Часто мы проецируем на нашего партнера свои недостатки и ожидания, что может привести к конфликтам и разрывам отношений. Чтобы избежать этого, важно работать над своими проблемами и осознавать свои проекции, а также уважать личность партнера и его право на свободу и индивидуальность.
В конечном итоге, осознание механизма проекции может помочь нам лучше понять себя и других людей. Мы можем увидеть, какие качества мы проецируем на других, и как они влияют на наши отношения. Мы можем научиться принимать себя и других такими, какие мы есть, и общаться на более глубоком уровне.