Найти тему

рассуждаю о "Бесах"

так случилось, что хроноЛОГИЧЕСКАЯ последовательность многих произведений одного автора нарушается, как только эти самые произведения попадают ко мне в руки. история повторяется и с произведениями обожаемого Федора Михайловича: «Братьев Карамазовых» я скрупулёзно изучала в прошлом году, примерно в этом же временном промежутке нынешнего года занималась «Бесами», а ведь, по хорошему счету, первое «готовит» ко второму… но, видимо, заранее заваленный курс литературного бойца лишь укрепляет послевкусие от «анатомии русского революционного радикализма». заголовок романа говорящий, говорит о присущем ему антинигилизме. именно о «Бесах» говорил Сергей Булгаков, описывая творчество Достоевского, как о «постижении высших реальностей в символах низшего мира». «Бесовство» как явление показано разносторонне. во-первых, произведение отличается зигзагообразным сюжетом: события нивелируют между собой, оставляя чувство неуместности локационных решений для проведений важных для героев диалогов. (обратила внимание на занятные параллели с «Историей одного города», хотя сам Салтыков-Щедрин признавался, что «Бесов» не любит»). во-вторых, каждый диалог - фактически монолог определенного героя с самим собой. в-третьих, персонажи - беспрекословные дублеры друг друга. в подкасте «Полки» слышала интересный тезис, суммирующий все вышесказанное - герои романа либо поголовно одержимы единым бесом, либо все являются бесами, которых собственные стремления к чему-то высшему оставляют не у дел (будь то революцией в стране, семье или чужом сердце). а подкрепляет эту идею мое детское впечатление от одноименного спектакля, за четыре часа которого мой зрительский разум также был затуманен в попытках не сойти с ума: я, как Антон Лаврентьевич (исполнительное лицо повествователя), - была и участником событий, и их свидетелем одновременно. но действие на сцене и реально пережитые моменты явно ощущаются по-другому - с бОльшей пылкостью и участием… вероятно, чтобы притуплять чувства от сбывшегося пророчества, «Бесы» не изучались в СССР до 50-х годов минувшего века. хоть и ограничение на изучение «особенностей русского радикализма» объяснялось «нравственным восстановлением» государства, история сослагательных наклонений не знает…

а ведь над историческим соответствием персонажей действительности Федор Михайлович постарался (кстати говоря, в черновиках писатель без стеснения называет своих героев именами их прототипов): Грановский в образе Степана Верховенского, Нечаев и Петрашевский (своеобразная анаграмма от Петра Верховенского,да) в образе Петруши, Тургенев в образе Кармазинова… естественно, Достоевский наделил персонажей качествами и «от себя». так, все они являются «зеркалом» Николая Всеволодовича Ставрогина (к примеру, самый яркий «бытовой» близнец - Варвара Петровна), не имеющего конкретного «реального аналога». интересно, что капитан Лебядкин, пожалуй, единственный, кто «кривит отражение» Ставрогина. зато именно данный герой послужил прототипом для Мити Карамазова - чего только стоят параллели стихотворений Лебядкина и исповеди Мити, которые объединены les petits insectes (французская вставка по обыкновению Степана Трофимовича) лишь Хромоножке (один из самых, по моему мнению, потрясающих и ЭМОЦИОНАЛЬНО РОВНЫХ персонажей «Бесов») удается «прочитать» пустоту Николая Ставрогина. она - медиум добра (вновь спасибо «Полке» за шикарное описание героини), оказавшийся напротив «живого мертвеца» Ставрогина (уверена, что данный оксюморон сочинялся именно под него), а глава «У Тихона» - отложенный саспенс после завершения всех сюжетных линий. честно говоря, данная (во многих тиражах ограниченная) глава вовсе не изменила моего первоначального читательского восприятия Ставрогина, а лишь укрепила понимание того, насколько далеко может зайти человек, имеющий потенциал стать благородным (а на этом, собственно, и строится отношение окружающих к нему), и насколько его извращает время, в которое он живет. герой-провокатор как новый человек в русской литературе = незыблемая особенность созданных Федором Михайловичем образов, переходящих из произведения в произведение вне зависимости от порядка их изучения!

от 22 июля 2023 г. (ранее опубликовано в https://t.me/godisakotik)