Найти тему
Кавказ Сегодня

Пожелтевшие страницы истории в древних коллекциях Кавказа

Библиотеки всегда считались хранилищами тайн, «немыми свидетелями прошлого». На Кавказе у векового наследия всегда была своя история, необычная, объемная и уходящая корнями на сотни лет

Как известно, 17-19 века не могли еще похвастаться публичными библиотеками в нынешнем представлении, самое ценное можно было найти только в частных коллекциях и при медресе. Лучшими в своих бесценных собраниях на Кавказе в разные годы были Александр Бестужев, удивительный библиофил Роман Фатуев, имам Шамиль и его арабские экземпляры, Семен Воронцов и родовые сборники. Но особняком в списке домашних библиотек стоит рукописное наследие Хаджи Ибрагима из Урады или Саида Аварского.

Историк Шихсаидов назвал Ибрагима «выдающимся явлением интеллектуальной жизни дагестанского общества». В этом вряд ли кто-то усомнится, потому что родовая рукописная библиотека на арабском языке была посвящена не только религии, но и грамматике, риторике, стихосложению, оккультным традициям и даже логике. Ученые пришли к выводу, что это самое ценное и полное собрание, дошедшее до наших дней. Рукописи, а их около 150, уже насчитывают не меньше 400 лет, старейшая датирована 13 веком. Больше всего экземпляров относится к 17-18 векам, их в коллекции 85. Стоит вернуться именно к 18 веку, который отмечен на Кавказе бурным интеллектуальным ростом вместе с развитием письменной культуры, языковым разнообразием и политической активностью народа.

Среди культурного наследия Ибрагима Урадинского рукописи-тафсири, комментарии к Корану, сборники хадисов, переписанные части трактата ал-Бухари – известного исламского ученого-богослова. Некоторые рукописные комментарии приезжали в коллекцию ученого из Ближнего Востока и Средней Азии. Многие сохранившиеся рукописи выдающихся мыслителей, идеологов, философов имеют даже подписи владельцев. Не имеют дат в «домашней» библиотеке только грамматические трактаты, по авторам – ал Джураджани, Махмуда аз-Замахшари, Мухаммада ал-Ардабили возможно определить их древность.

Помимо частных коллекций, история не может обойти и вакфные библиотеки. Это те коллекции, которые нельзя отнести ни к частной собственности, ни к государственной. Ими распоряжалась исламская община. Наиболее крупные «памятники письменной культуры» в Дагестане отмечены в селениях Акуша и Усиша. Многие древние ученые при написании своих трудов пользовались фондом подобных библиотек. Благодаря их сборникам, свет увидел известное сочинение «Добродетели любимца», крупного ученого республики Абубакара-эфенди, посвященное истории пророка Мухаммеда.

До сих пор исследователи исторических институтов открывают для себя все новые и новые частные библиотеки, большая часть приходится на уникальные мечетские экземпляры. Обнаруженные рукописи и старопечатные книги до сих пор не могут соперничать с великим наследием Саида Аварского, здесь самое полное бесценное дагестанское наследие, история становления духовной интеллигенции Кавказа.

Фото: Александр Чепрунов. РИА Новости

Виктория Шухова