Часть 4
Часть 1 Джураева и аэропорты Узбекистана
Часть 2 Джураева и чартеры
Часть 3 Джураева и авиатопливо
Госпожа Джураева, конечно, не жаловала топливные компании, но ещё больше она не любила независимых хендлеров. Причём, если топливники составляли ей конкуренцию, то хендлеры занимаются своей работой, не переходя аэропорту дорогу, но, как ни странно, и им досталось по полной.
В первой части вы видели приказ о расторжении сразу 14-ти договоров, среди них были и все хендлеры. Официально причина была озвучена примерно так: они наживаются на авиакомпаниях, и привлекательность аэропортов падает.
Откровенно говоря, если госпожа Джураева думала именно так, как говорила, то, выходит, человек вообще не имеет понятия, как устроены взаимоотношения хендлеров и авиакомпаний. Любая чартерная авиакомпания, собравшись лететь куда-либо, обращается в какой-нибудь операционно-хендлинговый центр, каких по миру немало. Те, в свою очередь, пересылают запрос дальше, локальному хендлеру. Эти центры берут на себя все хлопоты, встречу экипажей, их размещение, представление интересов авиакомпании, подготовку документов, а также несут финансовую ответственность перед поставщиками услуг, а их много: керосин, аэропорт, навигация, бортпитание, отели и т.д., и т.п..
И вот, госпожа Джураева запрещает хендлерам работать с такими типами рейсов, как грузовые, пассажирские, официальные делегации и т.д.. Что называется, рубить сук, на котором сидишь. Авиакомпании, планирующие сделать техстоп, условно делятся на две категории. Для одних важен вот этот конкретный аэропорт, как самый выгодный, исходя из маршрута. Таким заказчикам объясняют "особые" условия работы в Узбекистане, и либо посылают заключать прямой договор с аэропортом, беря на себя всё остальное, либо помогают ему, оплачивая расходы в кассу.
Для остальных не очень важен аэропорт, они могут варьировать маршрут в определённых пределах. Таким попросту предлагают Алматы или Бишкек и не советуют связываться с Узбекистаном. Соответственно, денежки уходят в другую страну, но ведь принцип для госпожи Джураевой важнее!
Такие рейсы были у разных хендлеров, но итог был всегда один. Особенно интересным моментом стали полёты израильской авиакомпании Калкарго, которые, отлетав месяц и не желая заключать договор с аэропортом, ушли в Алматы. А это, на минуточку, серия из более чем двадцати рейсов Б-747 с огромными заправками и месячным оборотом под миллион долларов!!!
Проблема была таких масштабов, что в ассоциации бизнес-перевозчиков России, куда на тот момент (2020-2021) входило множество западных компаний, вопрос полётов в Узбекистан был вынесен на одно из заседаний, по итогам которого отправлено письмо-обращение.
После такого обращения ситуация вовсе не улучшилась, а, наоборот, гайки решили закрутить ещё туже. Видимо, любая попытка переубедить госпожу Джураеву воспринималась ею как личная обида.
В июне 2022 года вышел приказ, прозванный в аэропортовых кругах "антикоррупционным":
Целью указа была так называемая борьба с налом. Казалось бы, все правильно. Если бы не один момент. После рассторжения всех договоров у чартерных авиаперевозчиков, осуществляющих единичные рейсы, фактически остался один путь - идти в кассу с наличными. И вот в кассу повалил народ, матерясь и проклиная узбекские аэропорты. У нас нет статистики, но, если вдруг кто-то из представителей органов это читает, было бы интересно запросить данные у Узбекистан Эйропортс. Так как до расторжения договоров наличными практически никто не платил, это просто никому не было нужно, существовала система официальных договоров, которая исправно работала. Думается, за период до сентября 2021-го года суммарно оплат через кассу было значительно меньше, чем за один месяц, скажем, ноябрь или декабрь 2021.
Причём, сам по себе такой приказ носит незаконный характер. Узбекистан Эйрпортс просто не наделён полномочиями регулировать систему оплаты. Не в праве регулировать, кому и как платить, тем более в кассу. Более того, было устное распоряжение не принимать на оплату аэропортовых сборов банковские карты узбекских платёжных систем Узкард и Хумо!!!Только Визу или Мастеркард, о чём прописывалось в выдаваемых разрешениях. Поистине Узбекистан Эйрпортс занимается дискредитацией платёжной системы Узбекистана!!!
Так что этот приказ получился из принципа - создай проблему и покажи как ты с ней борешься!
После расторжения договоров госпожа Джураева объявила, что будет введена новая система ставок и договора будут перезаключены. Но запуск новых ставок затянулся на полгода... Помните про Чапая, который сначала рубит, а потом думает?
Да, ставки всё-таки появились, их можно увидеть здесь. При этом вы тут найдёте не все ставки. Для хендлеров были разработаны особые ставки, не по 9, не по 12 и не по 15 долларов за тонну, как для авиакомпаний, а по 20!
Тут началась настоящая охота на ведьм, в которой преуспела коммерческий директор Узбекистан Эйрпортс, госпожа Дегтяренко. Она обзванивала авиакомпании, убеждая их не связываться с хендлерами, мол, они такие плохие, с вас возьмут аж по 20 долларов за тонну, а мы только 15. Доходило до того, что уже для подтверждённого рейса, когда сама авиакомпания готова была заплатить 20 долларов, вынуждали чуть ли не насильно заключить договор по 15!!! Спрашивается, из чьего-то кармана покроется эта разница недоимки в государственную организацию? Конечно, нет! здесь важен принцип борьбы! Таким образом, была создана самая что ни на есть благоприятнейшая среда для коррупции.
Дегтяренко стала фактически единоличным распределителем, кому можно обслуживать рейсы, кому нет, какие можно, а какие нет. Лично отдавая по телефону распоряжения, с какого клиента сколько взять денег. Кому можно заплатить по 15, а кому по 20, а кому-то вообще от ворот поворот. Работа стала осуществляться не по закону, а по понятиям. Доходило до того, что, к примеру, за самолёт президента Азербайджана, в одном аэропорту взяли по 15, а в другом по 20. Были случаи, когда пилоты, оплачивающие сборы в разных аэропортах, даже сталкивались с тем ,что им предлагали за небольшое вознаграждение выписать счёт подешевле, пользуясь вот таким двойным ставкообразованием....
Апогеем этой истории стало заседание ШОС в Самарканде. Тогда два хендлера, компании Тармак и ЮМС обслужили несколько бортов, о чём было доложено госпоже Джураевой, после чего последовал приказ расторгнуть с ними договора немедленно, хотя никаких нарушений договоров не было. Расторгли "по-джураевски", на следующий день, без соблюдения договорных сроков. Конечно, это вызвало возмущение, и.... Можете себе представить, госпожа Джураева смилостивилась, разрешив восстановить договоры с одним условием: если эти компании заплатят отступные в виде "благотворительности" в пользу Узбекистан Эйрпортс, о чём Дегтяренко и объявила этим двоим. Такого поворота участники авиарынка не помнят со времён обретения Узбекистаном независимости.
Буквально после ШОС в Самарканде прошёл второй саммит, уже Тюркских государств. Эти два хендлера, конечно, напуганные прежним опытом, объявили своим клиентам о невозможности обслуживания и оплат их счетов. И тут выяснилось, что ещё одна компания, оплатила за турецкий грузовик, причём никаких последствий для себя не имела и тут необходимо остановиться на ещё одном моменте.
Наибольшие гонения, как раз у хендлеров, имеющих свой персонал в Узбекистане, которые трудоустраивают людей и платят налоги. Компания же "обслужившая" рейс на саммите тюркских государств, как раз таки работает "дистанционно", не имеет своего персонала, не платит в Узбекистане налогов итд. Причём она не одна такая. Видимо, кому-то это выгодно, обычно, такие компании имеют своего представителя из числа персонала аэропорта.
Так кто же это, госпожа Джураева? В следующей части посмотрим её послужной список и её "успехи".
Пятая, заключительная часть, Кто же это Джураева?