Найти в Дзене

На все ДА! И на НЕТ тоже ДА! - о моём подходе к воспитанию

Я бы не сказала, что сейчас это именно воспитание, особенно когда ребёнку и года нет. Скорее наше обоюдное счастливое выживание и доживание до момента, когда пора воспитывать. На всякий случай напомню, что я не вырастила ещё ни одну совершеннолетнюю личность, ни одного подростка и даже ни одного детсадовца, поэтому все вопросы воспитания - скорее вопросы, чем ответы и попытка найти свой путь в бескрайнем многообразии существующих подходов. Пока мне нравится идея, что детям нужны границы, но увлекаться не стоит. И на запрет должна быть разумная причина. Сейчас на своё любознательно-познавательное "хочу" дочь преимущественно получает моё местами даже спокойное "да". Но нет-нет, да и "нет" проскочит. У этих НЕТ существует две формы: 1. Нет и точка. Когда просто нельзя и никаких вариантов быть не может. Нельзя есть всякое условно несъедобное (камни, жучков, песок, пенопласт...). Нельзя кусать грудь. Строгий серьёзный тон и бросок кобры, преграждающий путь к запрещенке. 2. Нет, но вот

Я бы не сказала, что сейчас это именно воспитание, особенно когда ребёнку и года нет. Скорее наше обоюдное счастливое выживание и доживание до момента, когда пора воспитывать.

На всякий случай напомню, что я не вырастила ещё ни одну совершеннолетнюю личность, ни одного подростка и даже ни одного детсадовца, поэтому все вопросы воспитания - скорее вопросы, чем ответы и попытка найти свой путь в бескрайнем многообразии существующих подходов.

Пока мне нравится идея, что детям нужны границы, но увлекаться не стоит. И на запрет должна быть разумная причина.

Сейчас на своё любознательно-познавательное "хочу" дочь преимущественно получает моё местами даже спокойное "да". Но нет-нет, да и "нет" проскочит.

У этих НЕТ существует две формы:

1. Нет и точка. Когда просто нельзя и никаких вариантов быть не может. Нельзя есть всякое условно несъедобное (камни, жучков, песок, пенопласт...). Нельзя кусать грудь. Строгий серьёзный тон и бросок кобры, преграждающий путь к запрещенке.

2. Нет, но вот если так - то да. Когда нельзя относится лишь к части действа. Тапочку грызть нельзя, а лопатку можно. Стучать рыбкой по окну нельзя (мало того, что со всей своей почти годовалой мощью, так ещё и у рыбоньки металлический нос), а по полу можно. С мусорным ведром играть нельзя, а с кастрюлей можно. Тон не так строг и не так серьёзен, но все ещё настойчив.

Критерий для появления "нет" чаще всего безопасность. Иногда руки так и чешутся добавить к ней комфорт, но это уже про удобного ребёнка. А удобный не всегда счастливый. 

Поэтому если последствия "да" можно постирать, помыть, собрать, пропылесосить, то изучай себе на здоровье. Ползать по земле, плескаться в ванной от души (особенно попытки поймать струю воды из крана мокро дорого мне обходятся), перекладывать фасоль, раздавить клубнику в ладошке, выражать недовольство...

Сложнее всего даётся отказ от еды. Это я вслух могу сказать "ну не хочешь, не ешь". А внутри уже многоголосое восстание собирается: В смысле не ешь?! Надо есть мясо! Голодает же ребёнок! Пока не съешь не выпущу. И никаких мультиков тебе до завтра (а, про мультики ж рано ещё). Все едят и ты ешь, черезнехочу! Стук рыбкой по стеклу резво возвращает в реальность, где ребёнку можно не есть, и я иду спасать окно, поставив хор на паузу.

Загвоздка подхода к "да" и "нет", как и везде, в поиске правильного соотношения. Чтобы и счастливый, и с границами, и сытый, и окна целы. И только тебе покажется, что баланс найден, как ребёнок чуть повзрослел и требует апгрейда концепции...