Замок Эдо был символом эпохи Великого мира в Японии, когда в стране два с половиной столетия не было внутренних и внешних войн. Однако не всегда в его стенах было спокойно как постоянным обитателям, так и некоторым визитёрам. В двух предыдущих статьях я рассказал о четырех убийствах (и одном недоубийстве), произошедших в замке Эдо в эпоху сёгунов Токугава (1603–1867), и о том, какие последствия они имели. О них вы можете почитать здесь:
Сегодня на очереди последние два убийства.
1784 год: убийство, положившее конец эпохе
В первой статье этой небольшой серии я писал об убийстве Хотта Масатоси в 1684 году, после которого было принято решение перенести место заседаний совета старейшин за пределы средней части замка Эдо, а большое влияние в системе власти бакуфу приобрели личные адъютанты сёгуна собаёнин. Апогеем этой новой системы стал период правления Танума Окицугу (1719–1788).
Танума происходил из семьи рядового пехотинца-асигару из княжества Кии (принадлежавшего боковой ветви дома Токугава), но волею судьбы — глава княжества Токугава Ёсимунэ стал 8-м сёгуном — отец Танума вместе с другими вассалами нового сёгуна перебрался в столицу, а его сын попал в ближайшее окружение будущего 9-го сёгуна Иэсигэ, впоследствии став личным адъютантом.
К концу правления Иэсигэ доходы Танума Окицугу превысили 10 тысяч коку и ему было пожаловано соответствующее земельное владение, сделавшее его одним из князей-даймё. Это позволило Танума сохранить влияние и в правление следующего 10-го сёгуна Иэхару и открыло ему дорогу к высшим эшелонам власти. Впоследствии он стал первым, кто совместил посты личного адъютанта сёгуна и члена совета старейшин бакуфу, сосредоточив в своих руках практически все рычаги власти. Это делало его влияние и роль в структуре власти непоколебимыми.
Историки неоднозначно оценивают качества Танума Окицугу как правителя. Долгое время период его правления критиковался за разгул взяточничества, потворство богатым купцам и меркантилизм, однако сегодня всё чаще его признают едва ли не предвестника реформ эпохи Мэйдзи, который, например, всерьез рассматривал возможность расширения внешней торговли и даже начала отношений с Россией (ещё во второй половине XVIII века!).
И тем не менее к 1780-м гг. недовольство подчиненных и простого народа негативными сторонами политики Танума достигло критической точки, да ещё и начался Великий голод годов Тэммэй, поспособствовавший росту выступлений горожан и крестьян по всей стране. И вот в самый разгар этой ситуации Танума решает позаботиться о наследнике и продвигает своего сына Окитомо на должность младшего советника бакуфу. Это стало последней каплей для недовольных — ведь в системе власти было непринято, чтобы отец и сын одновременно занимали два важных поста в иерархии.
И вот в 24-й день 3-й луны 1784 года 28-летний вассал бакуфу и дворцовый стражник Сано Масакото, встретив в замке Эдо Танума Окитомо, трижды прокричал: "Ты должен помнить, за что!" и нанёс ему смертельный удар своим кинжалом-вакидзаси. По официальной версии, незадолго до того Сано Масакото принимал участие в сёгунской охоте и подстрелил дикого гуся, однако не получил должного вознаграждения и посчитал Окитомо одним из виновников недоразумения. Кроме того, в качестве причины приводятся имущественные и территориальные споры семей Танума и Сано.
Окитомо скончался не сразу — ещё восемь дней он провёл в своей постели, а сразу после Сано Масакото был приговорён к сэппуку. После этого Сано Масакото стал поистине народным героем — его даже нарекли "великим божеством, исправляющим мир", ведь он нанёс удар могущественному семейству и показал, что и они смертны. Не прошло и двух лет, как эпоха Танума Окицугу закончилась: убийство его сына стало триггером для всех недовольных, которые вскоре сместили всесильного правителя.
1823 год: убийство, которое могло бы произойти и сегодня
Последнее по времени из убийств, произошедших в замке Эдо, как будто бы предвосхищает уже следующую эпоху — эпоху школы и призывной армии, где широко распространились издевательства, в том числе старших над младшими и сильных над слабыми. "Идзимэ", как называют такие издевательства японцы, является настоящим бичом современного японского общества, да и далеко не только японского.
В 22-й день 4-й луны 1823 года Мацудайра Тадахиро, недавно вступивший в ряды личной гвардии сёгуна, не выдержал постоянных насмешек, издевательств и жестокой эксплуатации со стороны своих старших сослуживцев и убил пятерых из них, после чего тут же покончил с собой. До этого он долго пытался наладить с ними отношения и даже однажды сказался больным и взял длительный отпуск, надеясь, что их неприязнь к нему пройдёт.
После инцидента непосредственный начальник погибших попытался скрыть случившееся: он подговорил врача, чтобы выдать покойных за жертв хирургических операций, а окровавленные татами вынес под покровом ночи и заменил на новые. Однако он не учёл одного: Тадахиро написал предсмертную записку и успел передать её своей тёте, работавшей в женской половине замка Эдо, благодаря чему случай получил широкую огласку.
Что интересно, теперь уже не только общественное мнение, но и позиция властей были целиком на стороне убийцы: в результате были наказаны семьи пострадавших — они были ликвидированы, а дом Мацудайра Тадахиро был унаследован его малолетним сыном и продолжил существование. Этот случай также стал источником вдохновения для многих театральных пьес и художественных романов, в том числе популярнейшего эдоского писателя Кёкутэй Бакин.
------------------
Большое спасибо, что дочитали до конца! На этом моя серия об убийствах в замке Эдо окончена. Надеюсь, было интересно! Чтобы и дальше читать похожие статьи из истории Японии, подпишитесь на мой канал, и не забудьте поставить лайк! До встречи.