Никонов Дима, 5 лет и 5 месяцев
Диагноз: спиноцеребеллярная атаксия 42 типа (атрофические изменения гемисфер червя и мозжечка)
У детей с генетическими синдромами формирование процессов сенсорного восприятия задерживается и искажается в зависимости от наличия и степени сопутствующих нарушений. Среди них:
- органическое поражение головного мозга
- нарушение зрительного, слухового восприятия
- двигательно-кинестетических анализаторов
- нарушение ощущений границ, схемы и положения своего тела.
Также у таких детей, как правило, затруднена зрительно-моторная координация, предметно-манипулятивная деятельность. И они часто находятся в самостимуляциях.
Роль сенсорно интегративной терапии в случае с Димой, заключается в специально разработанных приемах, когда ребенок получает удовольствие от той или иной сенсорной стимуляции или деятельности. Соответственно ребенок более мотивирован, заинтересован в игре на доступном ему уровне.
На занятиях мы не ставим сложных задач перед ребёнком, все начинается с простых манипуляций. Нам важна любая вовлеченность ребёнка: зрительная, слуховая, тактильная. А также коммуникативное взаимодействие.
На первых занятиях с Димой основной задачей было выстраивание доверительных, открытых отношений. Чтобы ребёнок не боялся специалиста и был готов к сотрудничеству. Затем, постепенно, мы развиваем концентрацию внимания, используя зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные сенсорные каналы. Учим воспринимать сигналы и адекватно реагировать на них.
Видео: https://vk.com/clip-37724913_456240059
Также работа шла и над проприоцептивной и вестибулярной системами. Когда ребенок начинал лучше ощущать свое тело и его перемещения/изменения в пространстве. При этом происходит и расслабление ЦНС.
Дальнейшими задачами, а также рекомендациями будут:
1. Расширение пассивного и активного сенсорного праксиса (опыта). Посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты и предметы.
2. Тренировать восприятие цвета, формы, размера.
3. Развивать зрительно-пространственное восприятие (как далеко или близко находится тот или иной предмет).
4. Читать сказки, говорить с различными интонациями.
5. Слушать разную музыку, использовать музыкальные инструменты.
6. Учить имитации звуков природы и голосов животных.
7. Изучать/расширять тактильное восприятие (температура, вес, свойства поверхности).
Важно следить за тем, чтобы у ребёнка было устойчивое положение тела (хороший постуральный контроль) и надёжная опора.