Отчасти в продолжении темы «грязного» прошлого, отчасти разборов Ведьмака, поскольку этот сериал во многом (если не во всем) великолепный пример, как делать ни в коем случае не надо, хочу немного поговорить о костюмах вообще.
Ведь костюм персонажа невероятно важная вещь, особенно для кино. И в книгах через описание костюма, обозначение какой-либо его детали передаются важные нюансы – вызывающе открытое платье Скарлетт, неправильный выбор ткани и цвета платьев Козетты, которые говорили любой даме, что у нее нет матери, насмешка над фланелевым жилетом полковника Марианной у мисс Остин… Но если в книге читатель может пропустить, не придать значения или не понять смысловой нагрузки такого упоминания, то кино – это зрелище. Большую часть информации о героях, ситуации, действии - зритель получает глазами, сразу же, целиком. Поэтому, выражаясь академическим языком, костюм персонажей несет собой важнейшую информационную функцию.
Для этого он создается, ни для чего иного, и поэтому так важно его хорошо продумывать. Первостепенная задача костюма как такового – задать образ персонажа, как внешний, так и внутренний. То есть через детали одежды необходимо передать для начала пол героя… Думаете и так все понятно? Да, но даже это важно, может небинарность какая затесалась в этот вопрос, почему нет, фильмы разные бывают. Передать возраст героя, - согласитесь, во все времена подростки, молодежь и люди пожилые одеваются все-таки по-разному. А так же социальное положение, род занятий персонажа и некоторые особенности его личности. Поэтому в разработке концепта костюма не бывает мелочей.
Независимо от изображаемой эпохи. В фильме, где действие происходит в современности, - несоответствие существующей реальности сразу же бросится в глаза. Историческая картина потому и называется исторической, поскольку требуется передать особенности быта прошлых времен. А в фентезийных проектах – костюм вовсе имеет принципиальное значение, поскольку участвует в создании целого нового мира, и зритель должен каким-то образом узнавать об его особенностях и условностях.
Да, в том числе через костюм. Крестьянин отличается по одежде от городского жителя, купец от простого зеленщика, банкир от музыканта, прачка от шлюхи, а горничная от дворянки, которой она прислуживает, - так это работает. Даже в рамках одного статуса, - девочка, девица на выданье, дама и вдова будут носить разные одежды, а более богатый или знатный человек соответственно выделится за счет более дорогих тканей и украшений.
Именно за счет комбинирования множества деталей, говорящих о биографии персонажа, и в том числе о его намерениях и характере - рождается цельный образ. Например, человек тщеславный будет разодет поярче и с вызовом, человек скромный – в одежду более сдержанного покроя и нейтральных цветов.
И вот после того, как вы прочитали первый пункт, давайте дружно вспомним сериал Ведьмак. Неправда ли, предельно ясно, что там создатели налажали даже с основными персонажами, а что уж говорить про остальных.
Вот Геральт. Он кто? Он ведьмак, мутант, который убивает всяких чудовищ. Поэтому он должен быть очень быстрым. Так с какого перепугу ГГ два сезона одевали в доспехи? Они абсолютно не соответствуют ТТХ персонажа. Кроме того, ведьмак большую часть жизни проводит в дороге, натуральный БОМЖ, то есть без определенного места жительства. И зарабатывает не так чтобы уж много. Так откуда у него вообще взяться доспехам? Они удовольствие дорогое. А кроме того, эти несчастных доспехи, как бы они не выглядели, еще и сделаны скверно. То из шин и покрышек нечто псевдовосточное придумали, то якобы анатомическую броню. Зачем? Актер Генри Кавил и так шкаф с антресолями, а в этих горе-доспехах совершенно очевидным образом вообще не мог нормально двигаться, - то руки поднять, то свести.
Лютик. Бард, яркая творческая личность… Где? Или яркость его натуры должен обозначать отвратительный розовый лапсердак, в котором бард ходит зимой и летом одним цветом? Причем можно было бы похвалить такую деталь, как рубашка в цветочек, если бы не одно «но», - даже в условном средневековье не было таких технологий, чтобы выпускать полотно с принтом, а следовательно, все цветочки должны быть вышитыми. Тонкая вышивка = дорого. Так если эта рубашка изображает, что он настолько успешен, что может позволить себе дорогое белье, то значит, у него должны быть деньги и на все остальное, а где?
Ладно, оставим мужчин, посмотрим на женских персонажей. Например, чародейки. Да, полный концепт-провал. Можно сколько угодно говорить об отвратительном касте, однако к нему напрямую примыкает еще один немаловажный нюанс. Ведь независимо от того, играет ли чародейку бодипозитивная или мультикультурная актриса, остается принципиальный вопрос – кто такие эти женщины?
А это те самые, сильные и независимые. По-настоящему, без шуток, потому что помимо того, что они обладают огромными магическими силами, они умны, блестяще образованы, богаты и уважаемы, - ну так это подразумевается по лору, - к тому же стоят несколько вне общественных рамок из-за своих особенностей, из-за чего могут позволить себе куда больше, чем любая другая женщина в Неверленде от крестьянки до королевы. Каждая из них – яркая индивидуальность. Соответственно что? Правильно, костюм каждой из них должен быть индивидуально подобран и максимально выгодно подавать ее образ, какой бы ни была внешность. В конце концов, на том же Западе полно моделей плюс-сайз, поэтому одеть даму, комплекции Маргариты или Кейры, не в унылую занавеску, а во что-то яркое и эффектное, что хоть как-то отличало бы их от интерьера, не должно было бы составить особого труда. По идее. Но нет. Зачем утруждаться.
Вот некий обзорщик на Ютубе, к сожалению, не помню кто именно, рассказывал, что вроде бы художники по костюмам, когда делали костюмы для сериала не знали точно для какого они персонажа. Я искренне не понимаю, как подобным образом можно подходить к делу и кем для этого надо быть, но охотно верю, что именно так и было. Стоит взглянуть на Трисс Меригольд, когда уже который сезон Анна Шафер ходит в платьях максимально неподходящих ей банально по цветотипу, не говоря уже про все остальное.
А концепт Филиппы Эльхарт? Взять одно единственное качество, что она умеет превращаться в сову, и с непробиваемым упорством всеми силами дальше придавать ей «птичий» облик, доводя это до абсурда. Это уровень детсадовского утренника, где мальчику-зайчику пришивают на шортики хвостик, а девочке-цыпленку к резинкам крепят перышки. Так примитивно лишь окончательно изуродовали актрису. А ведь костюм, вместе с прической и гримом – это неотъемлемая часть персонажа, помогающая сформировать определенное мнение на его счет. Ну, и какое мнение может сложиться насчет Филиппы? Клоун в перьях, курица гриль, цирк на выезде, а не опасная чародейка.
Про массовку и говорить нечего. Она вся сливается в безликую серую массу, в серой говно-рванине, выделяясь разве что репрезентативностью, тогда как должно было бы быть наоборот! Зритель должен считывать разницу между наемником (Ярпен Зигрин), хозяйкой придорожной корчмы и купцом на рынке, а не между карликом, негром и уроженцем Лаоса. Тем более, если уж в кадре такая тотальная утрированная мультикультурность, то следует делать упор на что-то другое, чтобы не сливалось все единое серое пятно.
В конце концов, это и подразумевает толерантность, - что о человеке судят не по цвету кожи, а по другим его качествам. Барак Обама и условный Флойд – оба негры, но одеваются они совсем по-разному! Вот это элементарно, но увы, для кого-то даже такая простая мысль - чересчур высокий уровень.
И вот мы плавно подошли к еще одной функции костюма персонажей. Потому что точно так же, как есть разница между дресс-кодом «белого воротничка» из адвокатской конторы и слесаря из автосервиса, точно так же никто в здравом рассудке не станет отрицать, что люди в Мексике и Арабских Эмиратах одеваются немножечко так по-разному. Или что мода на Руси времен Ивана Грозного равно отличалась от английской или того, что носили, скажем, в Марокко в то же время.
Больше того, даже условное Средневековье чрезвычайно условно! В 12м веке носили одно, в 15м – был уже совершенно другой костюм, английская мода отличалась от испанской, а испанская от немецкой, даже французское и бургундское платье отличались друг от друга. Немного, но вполне достаточно для человека той эпохи, чтобы не перепутать.
Я говорю это все не для того даже, чтобы взывать к строгой историчности, хотя неплохо бы было, чтобы ее не игнорировали хотя бы в тех фильмах, которые на оную историчность претендуют. Я веду к тому, что костюм в том числе, - помимо, локаций, декораций и каста, - служит тому, чтобы сформировать и передать зрителю понимание места действия, времени.
Да, вторая основная задача костюма - это определение среды, в которой происходит действие, в том числе исторической, национальной, социально-экономической, а через нее - формирование единого зрительного образа места действия. От какого-то одного отдельного края вплоть до видения мира целиком.
То есть опять же, именно при создании на экране фентезийных миров это особенно важно. Давайте посмотрим на положительные примеры. «Властелин Колец» Джексона – первое что приходит на ум. Там роханцы – отличаются от гондорцев, эльфы от людей. Или «Игра престолов», на которую все теперь кивают как на эталон, тоже действительно постаралась, - дорнийцы одеты иначе, чем северяне, в Королевской гавани одеваются иначе чем в каком-нибудь Миерине. Глядя в кадр, веришь, что у этих людей в самом деле есть свои культурные, экономические и прочие особенности. Такой подход делает изображаемый мир большим и объемным, разнообразным по-настоящему, а потому интересным.
А вот в случае выхолащивания различий между разными территориями, разными народами – наоборот, придуманный мир теряет свою верибельность. Он становится игрушечным, условным, а потому скучным и пресным как поддельные елочные игрушки.
Сериал Ведьмак – эталон 999 пробы того, как делать не надо, потому что он умудрился собрать все возможные грабли, далеко обойдя не только Властелин Колец от Амазон, но даже Колесо Времени.
Как я уже сказала, статисты и массовка сливаются в единую невнятную кашу, где совершенно непонятно, (да и неважно), происходит ли действие в реданском Блавикене, аэдирнском Венгерберге, Цинтре, на Скеллиге или еще где. Сейчас или 50 лет назад… Монописуально. И основные персонажи эту кашу никак не разбавляют, а только усугубляют, как просроченный изюм в и без того скверной выпечке.
Потому что в первую очередь зритель все-таки обращает внимание на них, на авангард, и на тех второстепенных персонажей, которые с ними взаимодействуют, а там… Если сказать очень мягко, - очень-очень мягко, - то там наличествует шокирующая эклектика. А если по-простому – то сборная солянка. Ну о чем можно говорить, если весь 3й сезон одна из главных действующих лиц, Йенифер, ходит в кофтенке и юбчонке купленной в соседнем магазине ширпотреба за углом! Фентези, говорите, меча и магии? Ну да, ну да, оно и видно. Невооруженным взглядом видно ценник магазина «Для всей семьи», а не костюм роковой чародейки.
И никто в кадре больше так не одевается как она. Даже близко похожего по стилю нет. Или Вильгефорц, который тоже единственный за все три сезона, кто появляется в костюмах в псевдо-восточном стиле. Что это? Почему только он носит халат, который ему настолько дорог, что во 2м сезоне он в нем и на Совете сидит, и в постели с Тиссаей валяется?
Вот положительный пример: на Рождественский бал в Хогвартсе сестры Патил одели традиционные сари. Тем самым девочки подчеркнули свою индивидуальность и одновременно принадлежность к некой другой общности. Проблема в том, что в Поттериане нам не нужно объяснять, что это за наряд, что где-то на Земле есть Индия, что в Англии есть огромная индийская община и т.д. А с выдуманным фентезийным миром так уже не работает. Если это действительно такое традиционное одеяние какой-то местности, то нужно это показывать. Что в разной местности живут разные народы со своим укладом.
Либо же это вот он настолько эксцентричен, что сам себе платья придумывает. Так, тогда это эпатаж, и как эпатаж должен вызывать у окружающих любопытство, недоумение… ну хоть какую-то реакцию, отличную от пофигизма. Так зачем его так одели? Ничего же не сыграло.
Как и костюм Зиты-Жасмин на балу. Это было к чему? Костюм выглядит так, будто она шила его второпях, и занавески на нормальное платье не хватило. Или это какая-то отсылка к восточному происхождению актрисы? Ну так во-первых, не к тому, во-вторых, она оскорбительная, потому что индийские девушки тоже не ходят на приемы в костюмах уличных танцовщиц. А в-3х, абсолютно неуместна, потому что зритель хочет посмотреть историю, посмотреть на Йенифер, а не исследовать мультикультурность играющей ее актрисы.
Этот бал в Аретузе вообще апофеоз непрофессионализма. Половину статистов нарядили в условные фентезийные камзолы и платья, тут же рядом ходят женщины во вполне современных вечерних платьях и шляпках, тут же карнавальный Вильгефорц и Йенифер и сбежавшая из кордебалета Филиппа в пайетках… Это наркоманский бред, а не бал! В нем ничего не сочетается буквально ни с чем, это солянка, в которую досыпали винегрета и залили самогоном, смесь бульдога с носорогом.
В лучшем случае участники этого бала выглядят так, будто на киностудии в соседних павильонах снимали «Аладдина», «Радж и Кумар», «Декамерон» и «Шоу герлз». Вот актеры, как снимались, так и отлучились в курилку. Для полного треша не хватает только Дарта Вейдера со штурмовиками и Русалочки. Ощущение цельности отсутствует как класс.
При этом, где НЕ надо, - допускаются всякие дизайнерские эксперименты вроде приснопамятной нильфгаардской брони из 1го сезона, а где НАДО – ноль, пустота.
Концепт чернослива вместо доспехов, я даже обсуждать не хочу. Однако в мире Ведьмака заявлены целых 2 уникальных народа, со своей историей, культурой, традициями, бытовыми особенностями… Особенностями ВОСПРИЯТИЯ мира, наконец! Это отдельные самобытные народы, отдельные расы! Да, я о краснолюдах и особенно - эльфах. Где отличия этих народов одного от другого и от людей? Краснолюды от среднего говно-утырка с улицы Блавикена ли, Горс Велена еще хоть ростом отличаются, а эльфы совсем ничем. Все выражение утонченной эстетики эльфов свелось к тому, что беременная Франческа весь 2й сезон отходила в ночной рубашке и халате.
Это позор. Это провал. Это творческая импотенция и полное непонимание основополагающих целей и задач работы художника по костюмам.
Говорить о том, что из первых двух функций костюма логически вытекает третья, - через костюм показывать изменения, происходящие с персонажем, как внешние, так и внутренние, - как-то даже неловко. Потому что не то, что о перемене костюма в соответствии со внутренним ощущением персонажа, но даже об элементарной внимательности упоминать не приходится. Вот и повязывают Геральту повязки, не снимая идеально чистых штанишек, а потом на этих штанишках еще и прорехи сами собой зарастают, ага. Справедливости ради отмечу, что не только Ведьмак подобным страдает. У Амазона единственный эльф, которого как-то переодевают в кадре – это Галадриэль, а все остальные так и ходят в одних хламидах весь сезон, как местные Хитманы.
Сравните это с костюмами Дейнерис, Сансы, Серсеи, как они менялись в зависимости от обстановки и внутренних перемен персонажа. Вот это работа, да, вот она видна. А потом еще некоторые удивляются, почему «Игра Престолов» так выстрелила. Потому что там люди свою работу умели делать, и не по принципу «и так сойдет», поэтому и картинка хотя бы держалась до последних сезонов на уровне. Остальным почему-то эта истина оказалась недоступна.
Что сказать по итогам? Все плохо. Если такие недостатки, (опять выражусь очень мягко) замечает обычный обыватель и потом долго над ними смеется, вместо того, чтобы сопереживать герою и проникнуться рассказанной историей, то это – край! Ценителей и экспертов, которые станут разбираться, все ли дубы и листья на петлицах у Штирлица и точно ли тот капор надет на Шарлотте Лукас – немного. Но это не значит, что можно вообще все делать как левой пятке вздумалось, на авось. Если в торт вместо сахара положить соль, или вместо муки – гипс, это будет очень заметно даже не шеф-повару.
Однако и сия простая мысль, очевидно, далека от киноделов, как Земля от галактики Крабовидная Туманность. Потому что, подводя итог всему вышесказанному:
Bad acting is bad directing. И улучшений не предвидится, с чего бы.
Так что, кушайте не обляпайтесь, дорогие зрители.