Найти тему
Vrihedd ard Targaid

По одежке - протягивают ножки

из открытых источников
из открытых источников

Отчасти в продолжении темы «грязного» прошлого, отчасти разборов Ведьмака, поскольку этот сериал во многом (если не во всем) великолепный пример, как делать ни в коем случае не надо, хочу немного поговорить о костюмах вообще.

Ведь костюм персонажа невероятно важная вещь, особенно для кино. И в книгах через описание костюма, обозначение какой-либо его детали передаются важные нюансы – вызывающе открытое платье Скарлетт, неправильный выбор ткани и цвета платьев Козетты, которые говорили любой даме, что у нее нет матери, насмешка над фланелевым жилетом полковника Марианной у мисс Остин… Но если в книге читатель может пропустить, не придать значения или не понять смысловой нагрузки такого упоминания, то кино – это зрелище. Большую часть информации о героях, ситуации, действии - зритель получает глазами, сразу же, целиком. Поэтому, выражаясь академическим языком, костюм персонажей несет собой важнейшую информационную функцию.

из открытых источников
из открытых источников

Для этого он создается, ни для чего иного, и поэтому так важно его хорошо продумывать. Первостепенная задача костюма как такового – задать образ персонажа, как внешний, так и внутренний. То есть через детали одежды необходимо передать для начала пол героя… Думаете и так все понятно? Да, но даже это важно, может небинарность какая затесалась в этот вопрос, почему нет, фильмы разные бывают. Передать возраст героя, - согласитесь, во все времена подростки, молодежь и люди пожилые одеваются все-таки по-разному. А так же социальное положение, род занятий персонажа и некоторые особенности его личности. Поэтому в разработке концепта костюма не бывает мелочей.

Независимо от изображаемой эпохи. В фильме, где действие происходит в современности, - несоответствие существующей реальности сразу же бросится в глаза. Историческая картина потому и называется исторической, поскольку требуется передать особенности быта прошлых времен. А в фентезийных проектах – костюм вовсе имеет принципиальное значение, поскольку участвует в создании целого нового мира, и зритель должен каким-то образом узнавать об его особенностях и условностях.

-3

Да, в том числе через костюм. Крестьянин отличается по одежде от городского жителя, купец от простого зеленщика, банкир от музыканта, прачка от шлюхи, а горничная от дворянки, которой она прислуживает, - так это работает. Даже в рамках одного статуса, - девочка, девица на выданье, дама и вдова будут носить разные одежды, а более богатый или знатный человек соответственно выделится за счет более дорогих тканей и украшений.

Именно за счет комбинирования множества деталей, говорящих о биографии персонажа, и в том числе о его намерениях и характере - рождается цельный образ. Например, человек тщеславный будет разодет поярче и с вызовом, человек скромный – в одежду более сдержанного покроя и нейтральных цветов.

И вот после того, как вы прочитали первый пункт, давайте дружно вспомним сериал Ведьмак. Неправда ли, предельно ясно, что там создатели налажали даже с основными персонажами, а что уж говорить про остальных.

-4

Вот Геральт. Он кто? Он ведьмак, мутант, который убивает всяких чудовищ. Поэтому он должен быть очень быстрым. Так с какого перепугу ГГ два сезона одевали в доспехи? Они абсолютно не соответствуют ТТХ персонажа. Кроме того, ведьмак большую часть жизни проводит в дороге, натуральный БОМЖ, то есть без определенного места жительства. И зарабатывает не так чтобы уж много. Так откуда у него вообще взяться доспехам? Они удовольствие дорогое. А кроме того, эти несчастных доспехи, как бы они не выглядели, еще и сделаны скверно. То из шин и покрышек нечто псевдовосточное придумали, то якобы анатомическую броню. Зачем? Актер Генри Кавил и так шкаф с антресолями, а в этих горе-доспехах совершенно очевидным образом вообще не мог нормально двигаться, - то руки поднять, то свести.

-5

Лютик. Бард, яркая творческая личность… Где? Или яркость его натуры должен обозначать отвратительный розовый лапсердак, в котором бард ходит зимой и летом одним цветом? Причем можно было бы похвалить такую деталь, как рубашка в цветочек, если бы не одно «но», - даже в условном средневековье не было таких технологий, чтобы выпускать полотно с принтом, а следовательно, все цветочки должны быть вышитыми. Тонкая вышивка = дорого. Так если эта рубашка изображает, что он настолько успешен, что может позволить себе дорогое белье, то значит, у него должны быть деньги и на все остальное, а где?

-6

Ладно, оставим мужчин, посмотрим на женских персонажей. Например, чародейки. Да, полный концепт-провал. Можно сколько угодно говорить об отвратительном касте, однако к нему напрямую примыкает еще один немаловажный нюанс. Ведь независимо от того, играет ли чародейку бодипозитивная или мультикультурная актриса, остается принципиальный вопрос – кто такие эти женщины?

А это те самые, сильные и независимые. По-настоящему, без шуток, потому что помимо того, что они обладают огромными магическими силами, они умны, блестяще образованы, богаты и уважаемы, - ну так это подразумевается по лору, - к тому же стоят несколько вне общественных рамок из-за своих особенностей, из-за чего могут позволить себе куда больше, чем любая другая женщина в Неверленде от крестьянки до королевы. Каждая из них – яркая индивидуальность. Соответственно что? Правильно, костюм каждой из них должен быть индивидуально подобран и максимально выгодно подавать ее образ, какой бы ни была внешность. В конце концов, на том же Западе полно моделей плюс-сайз, поэтому одеть даму, комплекции Маргариты или Кейры, не в унылую занавеску, а во что-то яркое и эффектное, что хоть как-то отличало бы их от интерьера, не должно было бы составить особого труда. По идее. Но нет. Зачем утруждаться.

просто несколько моделей в теле
просто несколько моделей в теле

Вот некий обзорщик на Ютубе, к сожалению, не помню кто именно, рассказывал, что вроде бы художники по костюмам, когда делали костюмы для сериала не знали точно для какого они персонажа. Я искренне не понимаю, как подобным образом можно подходить к делу и кем для этого надо быть, но охотно верю, что именно так и было. Стоит взглянуть на Трисс Меригольд, когда уже который сезон Анна Шафер ходит в платьях максимально неподходящих ей банально по цветотипу, не говоря уже про все остальное.

-8

А концепт Филиппы Эльхарт? Взять одно единственное качество, что она умеет превращаться в сову, и с непробиваемым упорством всеми силами дальше придавать ей «птичий» облик, доводя это до абсурда. Это уровень детсадовского утренника, где мальчику-зайчику пришивают на шортики хвостик, а девочке-цыпленку к резинкам крепят перышки. Так примитивно лишь окончательно изуродовали актрису. А ведь костюм, вместе с прической и гримом – это неотъемлемая часть персонажа, помогающая сформировать определенное мнение на его счет. Ну, и какое мнение может сложиться насчет Филиппы? Клоун в перьях, курица гриль, цирк на выезде, а не опасная чародейка.

-9

Про массовку и говорить нечего. Она вся сливается в безликую серую массу, в серой говно-рванине, выделяясь разве что репрезентативностью, тогда как должно было бы быть наоборот! Зритель должен считывать разницу между наемником (Ярпен Зигрин), хозяйкой придорожной корчмы и купцом на рынке, а не между карликом, негром и уроженцем Лаоса. Тем более, если уж в кадре такая тотальная утрированная мультикультурность, то следует делать упор на что-то другое, чтобы не сливалось все единое серое пятно.

В конце концов, это и подразумевает толерантность, - что о человеке судят не по цвету кожи, а по другим его качествам. Барак Обама и условный Флойд – оба негры, но одеваются они совсем по-разному! Вот это элементарно, но увы, для кого-то даже такая простая мысль - чересчур высокий уровень.

-10

И вот мы плавно подошли к еще одной функции костюма персонажей. Потому что точно так же, как есть разница между дресс-кодом «белого воротничка» из адвокатской конторы и слесаря из автосервиса, точно так же никто в здравом рассудке не станет отрицать, что люди в Мексике и Арабских Эмиратах одеваются немножечко так по-разному. Или что мода на Руси времен Ивана Грозного равно отличалась от английской или того, что носили, скажем, в Марокко в то же время.

Больше того, даже условное Средневековье чрезвычайно условно! В 12м веке носили одно, в 15м – был уже совершенно другой костюм, английская мода отличалась от испанской, а испанская от немецкой, даже французское и бургундское платье отличались друг от друга. Немного, но вполне достаточно для человека той эпохи, чтобы не перепутать.

Я говорю это все не для того даже, чтобы взывать к строгой историчности, хотя неплохо бы было, чтобы ее не игнорировали хотя бы в тех фильмах, которые на оную историчность претендуют. Я веду к тому, что костюм в том числе, - помимо, локаций, декораций и каста, - служит тому, чтобы сформировать и передать зрителю понимание места действия, времени.

Да, вторая основная задача костюма - это определение среды, в которой происходит действие, в том числе исторической, национальной, социально-экономической, а через нее - формирование единого зрительного образа места действия. От какого-то одного отдельного края вплоть до видения мира целиком.

-11

То есть опять же, именно при создании на экране фентезийных миров это особенно важно. Давайте посмотрим на положительные примеры. «Властелин Колец» Джексона – первое что приходит на ум. Там роханцы – отличаются от гондорцев, эльфы от людей. Или «Игра престолов», на которую все теперь кивают как на эталон, тоже действительно постаралась, - дорнийцы одеты иначе, чем северяне, в Королевской гавани одеваются иначе чем в каком-нибудь Миерине. Глядя в кадр, веришь, что у этих людей в самом деле есть свои культурные, экономические и прочие особенности. Такой подход делает изображаемый мир большим и объемным, разнообразным по-настоящему, а потому интересным.

-12

А вот в случае выхолащивания различий между разными территориями, разными народами – наоборот, придуманный мир теряет свою верибельность. Он становится игрушечным, условным, а потому скучным и пресным как поддельные елочные игрушки.

Сериал Ведьмак – эталон 999 пробы того, как делать не надо, потому что он умудрился собрать все возможные грабли, далеко обойдя не только Властелин Колец от Амазон, но даже Колесо Времени.

Как я уже сказала, статисты и массовка сливаются в единую невнятную кашу, где совершенно непонятно, (да и неважно), происходит ли действие в реданском Блавикене, аэдирнском Венгерберге, Цинтре, на Скеллиге или еще где. Сейчас или 50 лет назад… Монописуально. И основные персонажи эту кашу никак не разбавляют, а только усугубляют, как просроченный изюм в и без того скверной выпечке.

-13

Потому что в первую очередь зритель все-таки обращает внимание на них, на авангард, и на тех второстепенных персонажей, которые с ними взаимодействуют, а там… Если сказать очень мягко, - очень-очень мягко, - то там наличествует шокирующая эклектика. А если по-простому – то сборная солянка. Ну о чем можно говорить, если весь 3й сезон одна из главных действующих лиц, Йенифер, ходит в кофтенке и юбчонке купленной в соседнем магазине ширпотреба за углом! Фентези, говорите, меча и магии? Ну да, ну да, оно и видно. Невооруженным взглядом видно ценник магазина «Для всей семьи», а не костюм роковой чародейки.

И никто в кадре больше так не одевается как она. Даже близко похожего по стилю нет. Или Вильгефорц, который тоже единственный за все три сезона, кто появляется в костюмах в псевдо-восточном стиле. Что это? Почему только он носит халат, который ему настолько дорог, что во 2м сезоне он в нем и на Совете сидит, и в постели с Тиссаей валяется?

-14

Вот положительный пример: на Рождественский бал в Хогвартсе сестры Патил одели традиционные сари. Тем самым девочки подчеркнули свою индивидуальность и одновременно принадлежность к некой другой общности. Проблема в том, что в Поттериане нам не нужно объяснять, что это за наряд, что где-то на Земле есть Индия, что в Англии есть огромная индийская община и т.д. А с выдуманным фентезийным миром так уже не работает. Если это действительно такое традиционное одеяние какой-то местности, то нужно это показывать. Что в разной местности живут разные народы со своим укладом.

Либо же это вот он настолько эксцентричен, что сам себе платья придумывает. Так, тогда это эпатаж, и как эпатаж должен вызывать у окружающих любопытство, недоумение… ну хоть какую-то реакцию, отличную от пофигизма. Так зачем его так одели? Ничего же не сыграло.

Как и костюм Зиты-Жасмин на балу. Это было к чему? Костюм выглядит так, будто она шила его второпях, и занавески на нормальное платье не хватило. Или это какая-то отсылка к восточному происхождению актрисы? Ну так во-первых, не к тому, во-вторых, она оскорбительная, потому что индийские девушки тоже не ходят на приемы в костюмах уличных танцовщиц. А в-3х, абсолютно неуместна, потому что зритель хочет посмотреть историю, посмотреть на Йенифер, а не исследовать мультикультурность играющей ее актрисы.

-15

Этот бал в Аретузе вообще апофеоз непрофессионализма. Половину статистов нарядили в условные фентезийные камзолы и платья, тут же рядом ходят женщины во вполне современных вечерних платьях и шляпках, тут же карнавальный Вильгефорц и Йенифер и сбежавшая из кордебалета Филиппа в пайетках… Это наркоманский бред, а не бал! В нем ничего не сочетается буквально ни с чем, это солянка, в которую досыпали винегрета и залили самогоном, смесь бульдога с носорогом.

В лучшем случае участники этого бала выглядят так, будто на киностудии в соседних павильонах снимали «Аладдина», «Радж и Кумар», «Декамерон» и «Шоу герлз». Вот актеры, как снимались, так и отлучились в курилку. Для полного треша не хватает только Дарта Вейдера со штурмовиками и Русалочки. Ощущение цельности отсутствует как класс.

-16

При этом, где НЕ надо, - допускаются всякие дизайнерские эксперименты вроде приснопамятной нильфгаардской брони из 1го сезона, а где НАДО – ноль, пустота.

Концепт чернослива вместо доспехов, я даже обсуждать не хочу. Однако в мире Ведьмака заявлены целых 2 уникальных народа, со своей историей, культурой, традициями, бытовыми особенностями… Особенностями ВОСПРИЯТИЯ мира, наконец! Это отдельные самобытные народы, отдельные расы! Да, я о краснолюдах и особенно - эльфах. Где отличия этих народов одного от другого и от людей? Краснолюды от среднего говно-утырка с улицы Блавикена ли, Горс Велена еще хоть ростом отличаются, а эльфы совсем ничем. Все выражение утонченной эстетики эльфов свелось к тому, что беременная Франческа весь 2й сезон отходила в ночной рубашке и халате.

Это позор. Это провал. Это творческая импотенция и полное непонимание основополагающих целей и задач работы художника по костюмам.

-17

Говорить о том, что из первых двух функций костюма логически вытекает третья, - через костюм показывать изменения, происходящие с персонажем, как внешние, так и внутренние, - как-то даже неловко. Потому что не то, что о перемене костюма в соответствии со внутренним ощущением персонажа, но даже об элементарной внимательности упоминать не приходится. Вот и повязывают Геральту повязки, не снимая идеально чистых штанишек, а потом на этих штанишках еще и прорехи сами собой зарастают, ага. Справедливости ради отмечу, что не только Ведьмак подобным страдает. У Амазона единственный эльф, которого как-то переодевают в кадре – это Галадриэль, а все остальные так и ходят в одних хламидах весь сезон, как местные Хитманы.

Сравните это с костюмами Дейнерис, Сансы, Серсеи, как они менялись в зависимости от обстановки и внутренних перемен персонажа. Вот это работа, да, вот она видна. А потом еще некоторые удивляются, почему «Игра Престолов» так выстрелила. Потому что там люди свою работу умели делать, и не по принципу «и так сойдет», поэтому и картинка хотя бы держалась до последних сезонов на уровне. Остальным почему-то эта истина оказалась недоступна.

-18

Что сказать по итогам? Все плохо. Если такие недостатки, (опять выражусь очень мягко) замечает обычный обыватель и потом долго над ними смеется, вместо того, чтобы сопереживать герою и проникнуться рассказанной историей, то это – край! Ценителей и экспертов, которые станут разбираться, все ли дубы и листья на петлицах у Штирлица и точно ли тот капор надет на Шарлотте Лукас – немного. Но это не значит, что можно вообще все делать как левой пятке вздумалось, на авось. Если в торт вместо сахара положить соль, или вместо муки – гипс, это будет очень заметно даже не шеф-повару.

Однако и сия простая мысль, очевидно, далека от киноделов, как Земля от галактики Крабовидная Туманность. Потому что, подводя итог всему вышесказанному:

Bad acting is bad directing. И улучшений не предвидится, с чего бы.

Так что, кушайте не обляпайтесь, дорогие зрители.