Широко известны два сигнала, которые давали отмашку антиправительственному перевороту. Это "Над всей Испании безоблачное небо" и "В Сантьяго идет дождь". В XX веке, когда миллионы людей слушали то и дело повторяющийся прогноз погоды, самым простым было замаскировать кодовые слова именно под него. Я не буду сейчас разбирать легенда это или нет, но хочу сказать пару слов о фильме, который называется "В Сантьяго идет дождь".
Вышел он в 1975 году (в Болгарии - в 1976) и рассказывает (никакой неожиданности) о военном перевороте в Чили. Паче чаяния снимали его французские и болгарские кинематографисты, а не советские. Лента "Ночь над Чили" Себастьяна Аларкона и Александра Косарева, рассказывающая о тех же событиях, вышла только через два года, в 1977. Однако, "В Сантьяго идет дождь" тоже снимал чилийский режиссер, Эльвио Сото.
Понятно, что кинематографисты ориентировались на известную именно в тот период версию событий. Так Альенде в фильме погибает при штурме президентского дворца, в то время как в реальности он покончил жизнь самоубийством. Понятно, что картина пропагандистская, режиссер этого и не скрывал. Но, тем не менее, смотрится он неплохо.
Возможно, потому, что люди верили в то, что показывали. Возможно, потому что кинематографисты грамотно выбрали страну для съемок - Болгарию, где проблем со смуглыми брюнетами не было. Возможно, потому, что с момента переворота прошло очень мало времени, моды не успели глобально измениться и мы видим людей именно того времени, а не наших современников в исторических костюмах.
В фильме сыграла куча звезд французского кино, причем женские роли тут явно на уровне "пришей кобыле хвост". Хотя на советскую афишу и поместили фото Жирардо, сказавшую в фильме едва десять предложений, это очень мужской фильм, как и политика того времени в целом.
Это Жан-Луи Трентиньян в роли чилийского политика, Лоран Терзиефф в роли журналиста Кальве, Морис Гаррель в роле Хорхе, лидера рабочих. Не поверите, я Андре Дюссолье, которого раньше видела только в ролях людей средних лет или стариков (вот как в "Моем преступлении") впервые молодым узрела здесь, он играл Уго, вожака студентов.
Технику в фильме снимали советскую. Ее, конечно, замаскировали, как могли, но узнать можно. Но это нормальная практика тех лет. Напомню, что в "Битве за Алжир" французские танки "играли" их советские собратья.
Резюме: достаточно интересный фильм, хорошо показывает настроения той эпохи. Но агитационную составляющую при просмотре надо иметь в виду.
Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/.