Найти в Дзене

«Битва за Алжир» (La Battaglia di Algeri)

В 1966 году на экраны вышла лента режиссера Джино Понтекорво «Битва за Алжир», рассказывающая о противостоянии в 1957 году сторонников ФНО, борющихся за независимость Алжира путем террора против мирного населения, и парашютистов 10 дивизии генерала Массю, призванных их остановить. В ту пору в миллионном городе Алжир происходило 4 террористических актов в день. В январе 1957 власть в городе передали военным, потому что гражданские справиться с террором не могли. Бомбы взрывались в кафе, людей расстреливали на улице, гранаты бросали в окна магазинов. ФНО поставило себе цель запугать народ и вызвать широкий резонанс, именно поэтому в качестве жертв были выбраны не солдаты и офицеры, но мирное население. Кто прав в этой борьбе? Бойцы ФНО, взрывающих бомбы в кафе и на стадионах или парашютисты подполковника Матье, которые всеми способами стараются прекратить террор? Мы видим эту борьбу Мирных граждан убивают только затем, чтоб привлечь внимание общественности к проблемам алжирцев. Мальчи

В 1966 году на экраны вышла лента режиссера Джино Понтекорво «Битва за Алжир», рассказывающая о противостоянии в 1957 году сторонников ФНО, борющихся за независимость Алжира путем террора против мирного населения, и парашютистов 10 дивизии генерала Массю, призванных их остановить.

В ту пору в миллионном городе Алжир происходило 4 террористических актов в день. В январе 1957 власть в городе передали военным, потому что гражданские справиться с террором не могли. Бомбы взрывались в кафе, людей расстреливали на улице, гранаты бросали в окна магазинов. ФНО поставило себе цель запугать народ и вызвать широкий резонанс, именно поэтому в качестве жертв были выбраны не солдаты и офицеры, но мирное население.

Девушка оставляет сумку с бомбой в кафе.
Девушка оставляет сумку с бомбой в кафе.

Кто прав в этой борьбе? Бойцы ФНО, взрывающих бомбы в кафе и на стадионах или парашютисты подполковника Матье, которые всеми способами стараются прекратить террор? Мы видим эту борьбу Мирных граждан убивают только затем, чтоб привлечь внимание общественности к проблемам алжирцев. Мальчик-араб стреляет в полицейского просто потому, что тот – полицейский. Европейцы травят старика-мусульманина. Араб расстреливает из автомата горожан, прогуливающихся по улице. Французские полицейские отбивают у обезумевшей толпы подростка-араба. Солдаты, борясь с забастовкой, выбивают двери лавок и магазинов, хозяева которых поддерживают стачку. Парашютисты раздают хлеб в арабских кварталах. А вот они же пытают схваченных бойцов ФНО. Это не противостояние положительных и отрицательных героев, это жизнь, это люди со всеми своими пороками и добродетелями. Здесь нет монстров и нет святых.

Али Ла Пуант (Брахим Хагиаг).
Али Ла Пуант (Брахим Хагиаг).

Многие фильмы снимались в духе "Наши - это храбрые разведчики, а их люди - подлые шпионы". "Битва за Алжир" не из таких. Один из самый ярких образов здесь - подполковник Матье, чьими прототипами были Бижар и Жанпьер. Это умный, сильный, храбрый человек. Да и французские парашютисты показаны как грозная сила. Один их проход по городу чего стоит. Кстати, тут использованы документальные съемки. После Суэцкой операции 10 дивизия и вправду прошла парадным строем по городу.

Подполковник Матье (Ж.Мартен).
Подполковник Матье (Ж.Мартен).

И его прототип.

Подполковник Бижар, командир 3 полка колониальных парашютистов в 10 дивизии.
Подполковник Бижар, командир 3 полка колониальных парашютистов в 10 дивизии.

В заключение – пара фактов, которые попались мне в процессе поиска информации о фильме.

Танки, показанные в «Битве за Алжир» не французские, а советские. Именно они состояли на вооружении алжирской армии в 1965 году, когда снимался фильм.

По данным газеты «Монд» фильм использовался в армии США для того, чтобы научить офицеров бороться с городской герильей.

Во Франции довольно долго законом от 22 марта 1962 года было запрещено называть людей, причастных к применению пыток в Алжире собственными именами. Так что режиссерам приходилось выкручиваться. Так Бижар/Жанпьер превратился в Матье у Понтекорво, Массю у него же в Кареля, а в «Допросе» у Эйнеманна в Мартена.

Прозвище Али Ла Пуанта в России часть переводят как Али Нож или Али Лезвие. Между тем, La Pointe – это производное от названия исправительного дома Pointe-des blageurs, где Али был в юности.

Джафар (Ясеф Саади).
Джафар (Ясеф Саади).

В фильме играл реальный герой ФНО, руководитель сети ФНО в городе Алжир в 1957 году, Ясеф Саади. Он исполнил роль Джафара, то есть, практически самого себя. Правда, образ сильно приукрашен по сравнению с действительностью. В реальности он не только сдался парашютистам, тогда как многие его подчиненные предпочли смерть плену, но и после ареста подробно рассказал о своей деятельности, хотя допросы с пристрастием к нему применены не были.

-7

Фильм снимали Алжир и Италия, но, хотя он одно время был во Франции запрещен, явным проалжирским он не является. Равновесие более-менее соблюдено. Есть небольшие расхождения с действительностью, но в целом фильм снят почти документально, недаром его режиссер занимался в основном именно документальным кино.

P.S. На самом деле эта лента называется "Битва за город Алжир".