Вчера в телефоне наткнулась на видео из поездки семилетней давности. Сыну тогда было три. На видео он смешно размахивает руками и говорит звонким голосом: "Это петюсёк (петушок)!" Насте не было и двух лет, она ещё толком не говорит, и цокает языком, показывая на бронзовую лошадь на площади.
Смотрю и ловлю себя на поразительной мысли: вот сейчас, когда оба уже школьники, на этом видео они кажутся гораздо меньше, чем казалось тогда в моменте. И думаю, как нелепо с нашей родительской стороны было тогда ожидать от них какого-то внимания нашим "потише" и "аккуратнее".
В то же время понимаю, что сколько бы не было знаний о возрастных особенностях, понимания психологии и т.п., в какой-то момент под влиянием усталости, фрустрации или тревоги все равно поймаешь себя на мысли, что вот этот вот ребенок мог бы вести себя более разумно и сдержанно.
Все эти размышления привели меня вот к какой мысли:
Знаете, такие же ожидания и претензии по отношению к самим себе многие люди проносят через года.
В своем кабинете я часто слышу, как человек не может себе простить, что в 7 лет хотел, чтобы его брат или сестра исчезли. Едкую самокритику по поводу недостаточной прилежности в учебе в детские годы. И даже о жгучей вине из-за разбитой любимой маминой чашки или стыде за съеденные тайком конфеты.
Весь этот "багаж" создаёт достаточное количество эмоционального напряжения. Особенно в триггерных ситуациях. Например, в похожих обстоятельствах с вашими собственными детьми.
А ещё оно может "фонить" в отношениях с вашими родителями, братьями/сестрами. И даже, часто удивительным способом, преломляется в отношениях с супругами.
Например, человек, корящий себя за недостаточное внимание учёбе в детстве, часто настойчиво требует этого от своих детей. А ещё такие люди нередко неосознанно конкурируют с коллегами, друзьями, и даже, супругами.
Все это точно не делает жизнь проще, скорее, наоборот.
В этом контексте (и не только в этом) мне очень нравится психотерапевтический тезис, что в каждый момент времени, в каждой ситуации человек действует так, как может именно сейчас.
Поэтому важно, оборачиваясь назад, не только подметить собственные промахи, но и соотнести их с реальностью. Увидеть в самом себе ребенка, подростка, юного человека со всеми возможностями и особенностями, существующими на тот момент.
Помнить, что ребенок 5 лет не обладает навыками саморегуляции школьника, что в 10 лет нет той степени осознанности, как в 18, а в 18 нет того опыта, что есть в 40.
Вот так, интересно бывает покопаться в лабиринтах памяти, чтобы обнаружить там то, чего раньше не замечала...
Прям, как хорошая книга или фильм!