Найти тему

Проблемы высоких скоростей на железной дороге. Часть 2-ая. Отдельное полотно

Оглавление

Меня очень порадовали ваши комментарии к прошлой статье.

Ведь верно говорите. На скоростное движение влияет не только радиус кривой. На скорость влияют и остановки, и само удлинение трассы из-за объезда препятствий, и то, что по одной железной дороге ездят пассажирские и грузовые составы. Я далёк от энергетики, но очень рад видеть, что знающие люди рассказывают в комментариях и о ней.

Продолжаю серию статей про проблемы высоких скоростей. В этой статье рассмотрим такие причины

  • Грузовой поезд едет медленно из-за пассажирского
  • Пассажирский поезд едет медленно из-за грузового

1. Единое земляное полотно ущемляет грузовые перевозки

На железной дороге принято пропускать пассажирский поезд. А поскольку перегоны в основном двухпутные и однопутные, существуют разъезды. Грузовой поезд съезжает по стрелке на разъездной путь и ждет, когда пассажирский проедет разъезд и следующий перегон.

Утрированная схема. Грузовые поезда пропускают пассажирские
Утрированная схема. Грузовые поезда пропускают пассажирские

Этот грузовой бедолага может стоять очень долго. Сколько ему стоять решают движки (движенцы). Всё зависит от графика движения поездов. У движенцев там целая наука. Они применяют различные методы, чтобы увеличить пропускную способность всей железной дороги. Чтобы уменьшить время стоянки применяют различные графики движения. Такие как движения «пакетами», «пачками» и еще у них там что-то есть. Движки делают всё возможное

Но как бы они не старались, время передвижения грузовых поездов из-за таких пропусков увеличивается. Так падает средняя скорость грузового состава из-за пассажирского

2. Из-за того, что грузовые и пассажирские поезда включены в одну общую систему расчёта возвышения в кривых, может возникнуть ограничение скорости для пассажирского поезда

Формула для расчета возвышения простая, а вот подобрать возвышение тяжело. Проблема из-за разных скоростей.

  • Для самых быстрых пассажирских поездов нужно своё возвышение
  • Для самых быстрых грузовых поездов нужно своё возвышение
  • Для самых медленных поездов нужно своё возвышение

Ищем «золотое возвышение», но всё равно, из-за того, что полностью центробежное ускорение мы не можем погасить, мы получаем то положительное непогашенное ускорение, то отрицательное.

При расчёте возвышения может возникнуть ситуация, что придется ограничивать скорость пассажирского поезда, из-за того, что грузовой поезд будет плохо себя чувствовать на возвышении, предназначенным для самого быстрого пассажирского.
Плохо себя он будет чувствовать из-за отрицательных непогашенных ускорений. Так он будет ломать геометрию пути в плане и перегружать внутреннюю нить. Поэтому ограничивают скорость пассажирского и пересчитывают возвышение в пользу грузового

Если кривую радиусом 1200 м пассажирский поезд проедет со скоростью 150 км/ч, он будет в допуске по непогашенному ускорению в 0.7 м/с². Для этого нужно возвысить рельс до 125 мм.
Если кривую радиусом 1200 м пассажирский поезд проедет со скоростью 150 км/ч, он будет в допуске по непогашенному ускорению в 0.7 м/с². Для этого нужно возвысить рельс до 125 мм.
Если по этой же кривой проедет грузовой поезд со скоростью 80 км/ч он превысит допуск по непогашенному ускорению в минус 0.3 м/с² для грузовых поездов. Придется ограничивать скорость пассажирского поезда
Если по этой же кривой проедет грузовой поезд со скоростью 80 км/ч он превысит допуск по непогашенному ускорению в минус 0.3 м/с² для грузовых поездов. Придется ограничивать скорость пассажирского поезда

3. Повреждение верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений грузовыми поездами. Ограничение скорости

Грузовые поезда гораздо быстрее изнашивают путь. Они засоряют балластную призму, просыпая на неё грузы. Из-за засорённого балласта путь проседает. Пока дефекты не устранят, скорость на опасном участке ограничивают.

Грузовые поезда изнашивают быстрее искусственные сооружения, например, мосты. В пролетных строениях возникают трещины. И пока не выполнят ремонт, либо вовсе не поменяют пролет, ограничивают скорость

Деформирующийся устой малого моста, ограничивающий скорость поездов до проведения капитального ремонта
Деформирующийся устой малого моста, ограничивающий скорость поездов до проведения капитального ремонта

Из-за грузовых поездов чаще «болеет» земляное полотно. Просадку рельсошпальной решетки проще выпрямить насыпав еще балласта. Путь поднимается. После нескольких таких подъемов, может случится что основная площадка не выдерживает и со временем образуются балластные углубления прям в земляном полотне. Земляное полотно тяжело лечить. И до лечения также ограничивают скорость

Балластное «ложе» Дефект земляного полотна. Повод ограничить скорость до лечения
Балластное «ложе» Дефект земляного полотна. Повод ограничить скорость до лечения

Для осуществления скоростного движения лучшим решением будет разделить пассажирские и грузовые поезда. Сделать разные пути. А лучше, вообще сделать отдельное земляное полотно. Причем так будет лучше и для пассажирских, и для грузовых поездов. Скорости увеличатся у всех. И средние скорости и мгновенные.

Отдельное земляное полотно для пассажирских и грузовых поездов
Отдельное земляное полотно для пассажирских и грузовых поездов

Дорогие подписчики и гости канала, в этой статье я затронул тему балластной призмы

Рекомендую посмотреть про неё этот ролик
А также узнать про виды балласта:
1.
Ракушечный балласт;
2. Асбестовый балласт (ролик в планах);
3. Песчаный балласт (ролик в планах);
4. Гравийный балласт (ролик в планах);
5. Шлаковый балласт (ролик в планах);
6. Щебеночный балласт (ролик в планах);

А если вам нравится читать статьи про проблемы развития высоких скоростей на железной дороге, поставьте лайк к этой статье. Так я пойму, как часто мне нужно их выпускать

-8