Найти тему
1,3K подписчиков

Уроки режессуры Игоря Константиновича Беляева.

Курс Игоря Константиновича Беляева. Будущие режиссеры документального кино из разных регионов Росси и даже из ближнего зарубежья 2007 г.
Курс Игоря Константиновича Беляева. Будущие режиссеры документального кино из разных регионов Росси и даже из ближнего зарубежья 2007 г.

В 2006-2008 году мне посчастливилось изучать телережессуру в Московском институте повышения квалификации работников телевидения. Учился на курсе известного режиссера-документалиста Игоря Константиновича Беляева (1932-2018). Игорь Беляев был членом Союза журналистов, Союза кинематографии, Академии российского телевидения ТЭФИ, киноакадемии «Ника» и Евразийской академии телевидения и радио.

За свою долгую творческую жизнь Игорь Константинович снял более ста фильмов. Среди которых такие киноленты как «Летопись полувека. Год 1946», «Путешествие в будни» (1962), «Этот удивительный спорт» (1971), «Обгоняющие время» (1980), «Деревенские повести» (1981), «Молитва» (1998). В каждой работе Игорь Константинович проявлял себя не только как профессиональный режиссер, но и новатор. Он постоянно вносил новые приемы и методы в, казалось бы, устоявшийся жанр документального кино. Отдельной строкой в творчестве кинорежиссера Беляева проходят фильмы, снятые на военные темы: «Частная хроника времен войны», «Священная война» (24 серии о Великой Отечественной войне), «Собачий вальс», «Опаснее врага» (пять фильмов о первой чеченской войне); «Настоящая война» (три фильма о второй чеченской войне) и «Кавказский крест» (пять серий). Два года мы, режиссеры региональных телекомпаний, имели счастье общаться с этим удивительным и неординарным человеком. Его лекции были необычны и оригинальны как он сам! Мы много смотрели и обсуждали документальное кино. Игорь Константинович считал «насмотренность» главным качеством для режиссера. Нужно было не просто посмотреть фильм, а необходимо проанализировать его, высказать свое мнение. Часто возникали на лекциях дискуссии. Мы разбирали приемы работы оператора и режиссера. Смысловую нагрузку кадра и всего произведения.

Помню случай, когда перед защитой дипломных работ — фильмов — на лекцию Игоря Константиновича я принес купленную в книжном магазине его книгу «Спектакль документов». Я попросил подписать книгу — дать авторский автограф. Игорь Беляев демонстративно отказал. Нет, я еще не видел фильм. Вот посмотрю, что ты снял, что привез на защиту только тогда! Прошла неделя. Книга не подписана. Мы показываем свои работы, обсуждаем, горячо спорим. Про книгу, я думал, Игорь Константинович уже давно позабыл...мало ли у него таких вот студентов из разных уголков России и ближнего зарубежья? Жаль, думаю, книга будет без автографа! Ну и ладно! Зато интересная, в ней часть души учителя! Вдруг на перерыве, после просмотра моего фильма Игорь Константинович подозвал меня и говорит: «А где книга? Давай подпишу!» Не забыл! Это была лучшая для меня оценка дипломной работы! Книга и сейчас стоит дома на самом видном месте! А еще я сохранил конспекты лекций Игоря Константиновича Беляева. Для тех, кто серьезно интересуется профессией режиссера и ее содержанием, это действительно бесценные слова и мысли! Не могу не поделиться ими! Их важно знать каждому режиссеру, и не обязательно телевизионному — это универсальные истины!

Игорь Константинович Беляев (1932-1918), советский и российский кинорежиссер-документалист:

- «Авторский закадровый текст должен быть устным, восприниматься на слух как увлекательный рассказ. А не просто буквы и слова на бумаге»

-«Диктор за кадром не читает, а играет роль!» «Кинопортрет человека — это не фотография, это когда невидимое надо сделать видимым, расшифровать душу человека»

- «Если идет прямой разговор со зрителем, то герой должен смотреть в камеру» «Телегеничность — это способность органично и естественно работать прямо на камеру. Классический пример телегеничности ведущая программ Центрального телевидения — Валентина Леонтьева»

- «В интервью для фильма иногда необходимо неожиданным вопросом сбить официальный настрой собеседника» «В кадре слово должно рождаться, а не быть заранее заготовленным»

- «На пленке надо запечатлеть не слова, а мысль!»

- «Сегодня на экране требуется ЖИВОЕ СЛОВО!»

- «Для живой беседы нужна ПРОВОКАЦИЯ в кадре»

- «Нельзя просто посреди фразы перейти на другое изображение, нужна «точка» или «запятая» для перехода к другому изображению.»

-«В фильме нужен «воздух» - дикторский текст не должен все время звучать — нужно время для осознания услышанного зрителем!»

-«При двойном портрете на экране необходимо столкновение, конфликт, противопоставление»

- «Всегда очень важен жест в кадре. Движения всегда выразительны. Считать жест правильно помогает выбранный масштаб кадра»

- «Наша творческая мастерская может называться «ЧЕЛОВЕК!»

- «Задача нашей мастерской научить видеть внутренний мир человека, его духовность. Уметь это видеть и исследовать — а главное запечатлеть на экране!»

- «Инструмент выражения эмоций на экране: ЗВУКО-ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Слова, видео, звук в единстве создают нужную эмоциональную окраску»

- «Зритель сам должен мыслить исходя из полученного звуко-зрительного образа, первенство переживания остается всегда за зрителем»

- «Кадр в документальном фильме — это соединение слова, изображения и звука!»

- «Живая "Троица" в документалистике: слово+изображение+звук = экран. Каждый из этих элементов должен быть живым» «Кинооператор и режиссер должны быть способны выразить внутреннюю сущность человека внешним изображением»

- «Документальное кино в значительной степени зиждется на интервью и монологах. Это должно быть интересно, эмоционально. Общение с героем должно превращаться в зрелище на экране»

- «Нельзя написать «кинопортрет» без действия, без события и без истории. Это не может быть бессюжетными действиями на экране. Без драматургии портрет не получится»

- «Портрет человека на экране есть лучшая форма для расшифровки и познания внутреннего мира героя, себя и исторической эпохи»

(Записано ноябрь 2007 г.)

Подробнее о профессии режиссера, истории ТВ и первопроходцах кировского телевидения читайте в авторском блоге "История в кадре и за кадром" на сайте ГТРК "Вятка"