29 июля исполнилось 206 лет со дня рождения знаменитого русского живописца Ивана Константиновича Айвазовского! В собрании Музея Академии художеств находятся несколько произведений художника, а две прекрасные «марины» вы всегда можете увидеть в Музее-квартире И. И. Бродского — они представлены на основной экспозиции.
«Несколько времени тому назад в Академии художеств была выставка Айвазовского. Не то чтобы мы были в долгу перед читателями по поводу этой выставки, но мы в долгу перед Айвазовским вообще. Сорок лет уже прошло с тех пор, как имя Айвазовского сделалось известно. Талант его слишком давно оценен по достоинству и печатью и обществом, и потому пускаться вновь в критические разговоры дело излишнее. Что мог бы позволить себе критик — это подводить итоги, но ввиду новых подвигов оказывается и это не совсем удобно. Никто не может сказать, чем может разрешиться в будущем И. К. Айвазовский. Одно время, лет 10 назад, казалось, что талант его исписался, иссяк и что он только повторяет себя, и чем дальше, тем слабее, но в последнее время он дал опять доказательства своей огромной живучести. В прошлом году было 4-5 картин замечательных, а в этом году одна, называемая «Перед бурей», была такого высокого художественного содержания, что величие океана и небес, этих двух стихий, подавляющих человека, было передано с небывалою у самого Айвазовского силою. Много на своем веку он написал хороших морей, бурь и проч., но такого, нам кажется, еще не было. Картина его была на выставке не одна, ее сопровождали несколько других, всех около десяти. Между ними были, как всегда, три-четыре вещи обыкновенного уровня. Говоря — обыкновенного уровня, надо разуметь уровень такого высокого художника, как И. К. Айвазовский. Кроме этих, как всегда, впрочем, были и увлечения, например «Переправа через Босфор древнего персидского войска на греческую сторону», где эффект персидских золотых кораблей на солнце должен был играть важную роль, но как Айвазовский — художник личных впечатлений по преимуществу, притом такой школы, которая не углубляла свое дело этюдами, а потому он может передать, и даже с поразительной верностью, те предметы, которые он когда-либо видел и наблюдал, а кораблей, сплошь залитых золотом, он в своей жизни, наверное, никогда не видел, да еще в такой массе, потому-то и эффект вышел бледный и, скажем прямо,— претенциозный. То же можно сказать и о его страсти писать фигуры, да еще в большом размере. Кроме того, есть еще сторона, уязвимая в пейзажах Айвазовского: это закаты. Желто-красные тоны заходящего солнца решительно никогда не находились в гармонии с синими тонами неба и теней. Что-нибудь одно из двух — если признать верными желто-красные, то синие тоны неверны, если же признать верными синие, то, обратно, не годятся красноватые. Тоны же солнечных туманов полуденного солнца и всех оттенков серого дня всегда и безусловно верны и правдивы, и почти все картины, написанные в последних тонах, бесподобны».
И. Н. Крамской. Выставка Айвазовского. 1882
206 лет со дня рождения И. К. Айвазовского
14 августа 202314 авг 2023
84
2 мин