Найти тему

206 лет со дня рождения И. К. Айвазовского

29 июля исполнилось 206 лет со дня рождения знаменитого русского живописца Ивана Константиновича Айвазовского! В собрании Музея Академии художеств находятся несколько произведений художника, а две прекрасные «марины» вы всегда можете увидеть в Музее-квартире И. И. Бродского — они представлены на основной экспозиции.

«Несколько времени тому назад в Академии художеств была выставка Айвазовского. Не то чтобы мы были в долгу перед читателями по поводу этой выставки, но мы в долгу перед Айвазовским вообще. Сорок лет уже прошло с тех пор, как имя Айвазовского сделалось известно. Талант его слишком давно оценен по достоинству и печатью и обществом, и потому пускаться вновь в критические разговоры дело излишнее. Что мог бы позволить себе критик — это подводить итоги, но ввиду новых подвигов оказывается и это не совсем удобно. Никто не может сказать, чем может разрешиться в будущем И. К. Айвазовский. Одно время, лет 10 назад, казалось, что талант его исписался, иссяк и что он только повторяет себя, и чем дальше, тем слабее, но в последнее время он дал опять доказательства своей огромной живучести. В прошлом году было 4-5 картин замечательных, а в этом году одна, называемая «Перед бурей», была такого высокого художественного содержания, что величие океана и небес, этих двух стихий, подавляющих человека, было передано с небывалою у самого Айвазовского силою. Много на своем веку он написал хороших морей, бурь и проч., но такого, нам кажется, еще не было. Картина его была на выставке не одна, ее сопровождали несколько других, всех около десяти. Между ними были, как всегда, три-четыре вещи обыкновенного уровня. Говоря — обыкновенного уровня, надо разуметь уровень такого высокого художника, как И. К. Айвазовский. Кроме этих, как всегда, впрочем, были и увлечения, например «Переправа через Босфор древнего персидского войска на греческую сторону», где эффект персидских золотых кораблей на солнце должен был играть важную роль, но как Айвазовский — художник личных впечатлений по преимуществу, притом такой школы, которая не углубляла свое дело этюдами, а потому он может передать, и даже с поразительной верностью, те предметы, которые он когда-либо видел и наблюдал, а кораблей, сплошь залитых золотом, он в своей жизни, наверное, никогда не видел, да еще в такой массе, потому-то и эффект вышел бледный и, скажем прямо,— претенциозный. То же можно сказать и о его страсти писать фигуры, да еще в большом размере. Кроме того, есть еще сторона, уязвимая в пейзажах Айвазовского: это закаты. Желто-красные тоны заходящего солнца решительно никогда не находились в гармонии с синими тонами неба и теней. Что-нибудь одно из двух — если признать верными желто-красные, то синие тоны неверны, если же признать верными синие, то, обратно, не годятся красноватые. Тоны же солнечных туманов полуденного солнца и всех оттенков серого дня всегда и безусловно верны и правдивы, и почти все картины, написанные в последних тонах, бесподобны».

И. Н. Крамской. Выставка Айвазовского. 1882

Дмитрий Михайлович Болотов (1837—1907)
Портрет И. К. Айвазовского
1876
Холст масло
НИМ РАХ
Дмитрий Михайлович Болотов (1837—1907) Портрет И. К. Айвазовского 1876 Холст масло НИМ РАХ