Найти в Дзене

Шесть убийств в сёгунском замке Эдо: как они влияли на политику и общество токугавской Японии? (часть 2)

Оглавление

Замок Эдо был символом эпохи Великого мира в Японии, когда в стране два с половиной столетия не было внутренних и внешних войн. Однако не всегда в его стенах было спокойно как постоянным обитателям, так и некоторым визитёрам. В прошлой статье я начал рассказ об убийствах, произошедших в замке Эдо в эпоху сёгунов Токугава (1603–1867), и о том, какие последствия они имели. Сегодня на очереди ещё два убийства.

1701 год: самый громкий инцидент эпохи Токугава

Третий инцидент с холодным оружием, случившийся в замке Эдо, получил такую широкую огласку, что наверняка даже спустя более трёх столетий каждый из вас слышал о нём. Если быть точнее, широкую огласку получил не сам инцидент, а акт мести, который за ним последовал: это та самая знаменитая история 47 ронинов из княжества Ако. По мотивам этой истории было поставлено несколько десятков пьес, снято столько же фильмов, написаны сотни книг и проведены тысячи научных исследований.

О 47 ронинах из Ако я рассказывать не буду — уж слишком известная и даже заезженная история. Но началась она, как многие помнят, с инцидента, который произошёл не где-нибудь, а на территории замка Эдо. Формально это не было убийство — жертва уцелела, а несостоявшийся убийца в тот же день покончил с собой. Но месть ронинов сделала своё, и смерть всё же настигла жертву. Так что не могу не поместить рассказ об этом инциденте в своей статье.

Это событие часто называют "Инцидентом в Мацу-но оорока", то есть "Инцидентом в большом сосновом коридоре". Так назывался один из проходов замка Эдо, поскольку в нём висела картина с изображением сосен. Именно там в 14-й день 3-го месяца 1701 года глава княжества Ако по имени Асано Наганори нанёс несколько ударов мечом Кира Ёсинака, хатамото (вассал сёгуна с доходом менее 10 тыс. коку риса) из знатного дома, занимавшегося обучению придворным церемониям.

Утагава Тоёкуни. Сцена покушения Асано Наганори на Кира Ёсинака. Источник: https://sekainorekisi.com/glossary/%E6%B5%85%E9%87%8E%E9%95%B7%E7%9F%A9/
Утагава Тоёкуни. Сцена покушения Асано Наганори на Кира Ёсинака. Источник: https://sekainorekisi.com/glossary/%E6%B5%85%E9%87%8E%E9%95%B7%E7%9F%A9/

В день инцидента в замке Эдо проходила церемония приема императорского посланника из Киото, и Асано Наганори был одним из её участников. Кира Ёсинака был ответственным за проведение этой церемонии и обучал её участников, в том числе Наганори, правильным манерам и движениям. Однако в какой-то момент Наганори неожиданно набросился на Ёсинаку. По одной из версий, он спросил его: "Помнишь ли ты обиду, которую нанёс мне на днях?".

Поскольку об этом событии как правило говорят в контексте мести 47 ронинов, в массовой культуре стало привычным обелять Асано Наганори и, наоборот, подчеркивать вину и злой образ Кира Ёситака. Поэтому по наиболее распространенной версии в процессе подготовки к церемонии Кира вымогал у Асано взятку за предоставление своих услуг, а получив отказ, стал всячески издеваться над ним и оскорблять. Однако в действительности мотив покушения так до конца и остался неясным. Во всяком случае в ходе допроса, учиненного после инцидента, какого-то вразумительного ответа от Асано властям добиться не удалось.

Ну а что было дальше — вы все прекрасно знаете, так что не буду занимать ваше драгоценное время и перейду к следующему убийству.

1725 год: покушение на убийство на почве алкоголя

Спустя двадцать с небольшим лет после истории 47 ронинов в том же самом Большом сосновом коридоре замка Эдо случился ещё один инцидент, по счастью не приведший ни к чьей смерти. В 28-й день 7-й луны 1725 года Мидзуно Тадацунэ, глава княжества Мацумото, прибыл на аудиенцию к сёгуну, чтобы доложить о своём бракосочетании с приёмной дочерью другого князя, Тода Удзинага, которое состоялось неделей ранее. Проходя по тому самому коридору, он встретил Мори Моронари, наследника главы княжества Тёфу (это дочернее княжество ставшего знаменитым в годы реставрации Мэйдзи княжества Тёсю), и внезапно набросился на него с мечом.

Моронари смог отбиться своим мечом, даже не вынимая его из ножен, и выбил меч Тадацунэ из его рук. Подоспевшие стражники скрутили хулигана, и Моронари отделался лёгким испугом и полным непониманием произошедшего: ведь до тех пор двое никогда в жизни даже не встречались!

Современники объясняли внезапную вспышку ярости Тадацунэ его пристрастием к алкоголю — он и до этого устраивал шумные попойки со стрельбой из лука или даже ружья. Но почему ему взбрело в голову внезапно напасть на молодого Моронари прямо в замке Эдо — осталось неясным, пожалуй, даже самому Тадацунэ. Может быть, известная к тому времени истори 47 ронинов и сами стены помещения повлияли на него, и он внезапно представил себя Асано Наганори, а Моронари принял за Кира Ёсинака?

Позже он дал показания, согласно которым он боялся, что из-за собственной непопулярности среди вассалов его сместят с должности главы княжества, а земельные владения передадут дому Мори. Под этим не было никаких оснований — дом Мидзуно принадлежал к наследственным вассалам Токугава (фудай-даймё), а дом Мори — к внешним вассалам (тодзама-даймё), и за весь период Эдо не бывало, чтобы владения фудай были переданы тодзама, тем более что их княжества находились в разных концах страны.

Как бы то ни было, "за что боролись, на то и напоролись": Мидзуно был лишён владений, его дом ликвидирован, а сам он был передан под опеку в дом князя Акимото Такафуса. Прожил он под фактическим домашним арестом ещё 14 лет, и даже пережил свою невольную жертву Мори Моронари, который скоропостижно скончался на четыре года раньше.

1747 год: убийство по ошибке

В 15-й день 8-й луны 1747 года вассал бакуфу Итакура Кацуканэ возле уборной рядом с Большой залой замка Эдо ударил мечом со спины и убил главу княжества Кумамото Хосокава Мунэтака. Это убийство известно как совершенное по ошибке из-за схожести фамильных гербов на одежде.

Дело в том, что истинной целью Итакура Кацуканэ был Итакура Кацукиё — глава основной ветви дома Итакура, к боковой ветви которого принадлежал и сам убийца. Кацуканэ страдал ментальным расстройством, и до него дошёл слух, что по этой причине глава основной ветви дома хочет сместить его и поставить на его место одного из своих сыновей.

В тот роковой день он увидел в замке человека, одетого в одежду — как ему показалось — с фамильными гербами Итакура, принял его за Кацукиё и решил не теряя времени отомстить ему за такое решение. Однако вмешалась роковая случайность: фамильный герб Итакура был очень похож на герб дома Хосокава, и жертвой пал глава этого дома Хосокава Мунэтака.

Слева — герб дома Хосокава, справа — дома Итакура.
Слева — герб дома Хосокава, справа — дома Итакура.

Несмотря на очевидное недоразумение, имела место человеческая жертва, а потому Итакура Кацуканэ был приговорён к совершению сэппуку, что он и сделал спустя пару недель. Для дома Хосокава всё тоже могло закончиться плачевно: у 31-летнего Мунэтака ещё не было официального наследника, а потому в случае его смерти дом мог быть тут же ликвидирован. Однако на помощь подоспел его товарищ, князь Датэ Мунэмура. Хотя Мунэтака был уже очевидно мёртв, Мунэмура громко сказал его вассалам: "Ваш господин ещё жив и его можно спасти, доставьте его скорее в его резиденцию!". Пользуясь этой возможностью, вассалы быстро оформили назначение наследником младшего брата Мунэтака, после чего сёгунату не оставалось ничего, кроме как утвердить его на должности главы княжества, ведь формально Мунэтака ещё не был признан мёртвым.

Кстати, эта история стала основой для замечательного рассказа Акутагава Рюноскэ "Верность" — горячо рекомендую к прочтению!

----------------------------

Спасибо, что дочитали до конца! Продолжение следует, поэтому подпишитесь, чтобы не потерять мой канал. Меня зовут Василий Щепкин, я пишу об истории Японии и айнов — коренного народа Хоккайдо, Сахалина и Курильских островов. Тематические подборки статей — на главной странице канала.