Город стал одной из главных тем литературы модернизма - главного литературного направления начале-середины XX века. В фильмах золотой эпохи Голливуда мы привыкли видеть типичный город как место удовольствий, и веселья. Но был ли он таким для всех?
Город в литературе XX века выступал в качестве символа многих аспектов жизни в этом периоде: урбанизации, технологического прогресса, промышленной революции, социальных изменений и кризисов. Эти темы были наиболее выразительно представлены в произведениях таких писателей, как Максим Горький, Франц Кафка, Альбер Камю, Джеймс Джойс и Роберт Музиль.
Максим Горький в своей книге «Жизнь Клима Самгина» представил город как место, где происходят социальные изменения. Он описал грязные улицы, безработных и закоулки, которые были залиты солнечным светом и шумом. Городские жители описывались как люди, окутанные тупиковыми условиями жизни: «Мало того, что жизнь тесна, так еще иходит на работу».
Франц Кафка, в свою очередь, использовал город как символ беспомощности и контроля. В его романе «Процесс» главный герой подвергается несправедливому суду, чем вызвано ощущение как будто город навсегда захвачен бюрократическими процессами и не сможет освободиться. Описывая город, Кафка сравнивает его с тюрьмой и осуждает человеческое бессмысленной жизни.
Джеймс Джойс в романе «Улисс» презентует Дублин как место, где люди борются за свое существование. В течение всего романа мы видим персонажей, пытающихся найти свое место в городе, где легко заблудиться и потеряться. Джойс описывает Дублин как «товарный город», где люди заняты своими маленькими жизнями и редко оглядываются на то, что происходит вокруг.
Альбер Камю в своей книге «Посторонний» на примере Алжира представляет город как место, где человек лишен своей индивидуальности и вообще не имеет своей жизни. Город описывается как большое и безжизненное место, где люди могут превратиться в неразличимых друг от друга роботов.
Особенно тонкое и интересное описание города даёт Роберт Музиль в романе «Человек без свойств». Он описывает город противоречиво. С одной стороны там соединяются философия и наука. Город описывается как место, где художники и мыслители, которые в поисках новых идей и вдохновения, собираются с "желанием жить одновременно с возможностью смычки интересов".
С другой, город отражает социальные противоречия между бедными и богатыми горожанами, возникшие в начале XX века. Музиль рисует образ города как символа разложения буржуазного общества, где личность сталкивается с "невероятным одиночеством в пустыне мелочей" . Используя иронию и гротеск, Музиль превращает Вену - место действия романа, - в место бесконечных возможностей и открытий, где главный герой пытается обрести смысл жизни.
Таким образом, город стал главным символом эпохи модернизма, а заодно и всей европейской культуры XX века. Он представляя разные стороны жизни, такие как бурные социальные изменения в связи с индустриализацеий, бюрократический контроль, бессмысленное существование, но вместе с тем поиски новых идей и вдохновения.