Найти в Дзене

Карточки - не панацея в работе с ребёнком. Это иллюзия, что у логопеда они занимают ведущее место

Оглавление

У любого логопеда шкафы в кабинете на 2/3 заполнены сенсорным материалом. Там в коробках всё, что ребёнок может взять в руки и разложить, сложить, собрать, разобрать.

Чем младше ребёнок, тем доля заданий на цвет, форму, размер значительнее. Если на занятии малыш 2,5 лет, то из 5-8 пособий только два будут нести особую логопедическую направленность. Остальные относятся к общему спектру.

Любой малыш потянется к ярким формочкам, мячикам, стаканчикам, пазлам, машинкам. На первых занятиях я могу вообще ничего не давать из своего "специфического". Вот, например, занятие с Таечкой из самого первого периода работы.

Почти всё занятие с девочкой было построено на подобном материале. К тому же, большую часть занятия Тая проводила не за столом. Это уж мне так повезло снять её на коленях у папы, который только и мог успешно удержать свою егозу на месте. А между такими играми я буквально на несколько секунд демонстрировала Таечке одну из тактильных букв и вызывала нужный звук.

Мой расчет строился на том, что девочка уже знает, что эта тётя непременно покажет ей какие-то дощечки и зажмет носик. Тая быстро поняла: как только она подаст возмущенный возглас, её похвалят и опять дадут что-то интересное. Так и тренировалась произвольная голосоподача.

Постепенно, урок за уроком, стрелочка моего логопедического компаса смещалась к формированию речевых навыков. На столе стали появляться карточки. Но они не раздражали ребенка, т.к. атмосфера доверительности и весёлого настроения на занятии уже сформировалась. Все поэтапные видео динамики Таечки есть на канале в подборке "Сенсомоторная алалия", нет нужды пересказывать, что и как мы добавляли из месяца в месяц на занятиях. И в памяти девочки они останутся как вполне приятное время.

Артёмка, мой выпускник, как раз делится своими воспоминаниями о наших уроках в ролике. Не помнит он ни о каких карточках!

Пазлы любят многие дети, но не все. Если ребенку не нравятся они, то не настаиваю, т.к. моя задача расслабить ребенка, а не "взвинтить" его. Гоше, который собирает на видео пазлы, они по душе, особенно с машинками. Подавляющее число новых навыков мы вводили для Гоши через машинки. Карточки появлялись, но чаще как дороги для машин. А не как основной вектор внимания для мальчика.

Перебрав 2-3 ярких пособия, я мимоходом внедряю одну-две карточки с буквами, слогами, цифрами. И снова что-то завлекательное. В планировании логопедической работы это обязательно нужно учитывать.

Карточки - это квинтэссенция, выжимка, а не основа работы!

Когда ребёнок привыкнет к ритму занятия и вам надоест надписывать буквами мячики, кубики, стаканчики, вы достанете наконец пособие с карточками. И отработаете с ребёнком текущую речевую задачу. А дальше опять игрушки, они вообще практически не выходят за рамки занятий до семи лет. Хотя доля времени, потраченная на задания за столом с карточками и картинками, безусловно будет увеличиваться с ростом ребёнка. Обойтись без карточек и альбомов при обучении речи нельзя. Не повесить в воздухе ту или иную грамматическую норму, не научить читать без написанной буквы. Даже если вы рисуете её на асфальте, это всё равно модификация карточки!

Вот летний вариант занятия.
Вот летний вариант занятия.

Почему у родителей возникает ошибочное мнение о повышенной значимости карточек?

Всё просто. Логопеды не могут наполнить ваши шкафы, полки и коробки игрушками, дидактическими пособиями на сенсорику. Это вы делаете сами.

Для нас, специалистов, наличие превалирующего количества игр без всяких карточек - это аксиома. Я даже делала пост о хранении своего дидактического материала. Бóльшая часть коробок в шкафу заполнена игрушками, пазлами и заданиями на цвет-форму-размер. Они занимают основной объем. А грамматика для 6-леток на карточках - это одна коробка!

Искренне считаю, что фантазия родителей в придумывании игр для ребёнка ничем не ограничена. Моя цель дать вам строго специфический материал, до которого нельзя дойти эмпирическим (опытным) путём. Показать и объяснить вам сложные дидактические пособия - в этом задача специалиста. Так же считают и остальные логопеды, поэтому и выкладывают на своих каналах в основном карточки.

Каждая думающая мама, прочитав инструкцию к дидактическому пособию, улавливает суть, идею. Предполагаю ход её мыслей.

Что именно должно появиться из речевых навыков у ребёнка в скором времени? А-а, по плану работаем над слоговой структурой двусложных слов. Основа понятна по выложенным логопедом карточкам, это слоговые таблицы. И на видео показано, что нужно добиться слитного пропевания слов. Понятно, буду придумывать, как это дать моему сыну (дочке).

Как воплотить эту задачу, мама будет придумывать сама: на бегу с ребёнком, на качелях, на велосипеде, в бассейне. Написаны слоги на магнитах холодильника или на стене в ванной, неважно! Мама знает, на что откликнется её малыш, как долго можно с ним использовать одну игру, как часто нужно менять игрушки.

Здесь нет логопеда. Рядом с ребёнком мама или папа. Это они играют с ребёнком!
Здесь нет логопеда. Рядом с ребёнком мама или папа. Это они играют с ребёнком!

Не расскажет вам этого логопед. Он не может войти в каждый дом и организовать обучающее пространство.

Но специалист совершенно точно может дать чёткий план формирования навыков и показать карточки, на которых написано, как этот навык вызывается, с помощью какой лексики к нему идём и какие грамматические и синтаксические нормы тут работают.

У каждого своя зона ответственности. Логопед отвечает за глобальное наполнение коррекционного процесса, а родители за то, чтобы ребёнок не сильно замечал, что его учат, а если уж учат, то на ярком и привлекательном материале. А скучную карточку можно и не заметить за обилием красивых предметов на столе. Ну есть она и ладно, посмотрели на неё и давайте дальше динозавров с горки спускать!

Всем успехов в развитии речи!