У любого логопеда шкафы в кабинете на 2/3 заполнены сенсорным материалом. Там в коробках всё, что ребёнок может взять в руки и разложить, сложить, собрать, разобрать.
Чем младше ребёнок, тем доля заданий на цвет, форму, размер значительнее. Если на занятии малыш 2,5 лет, то из 5-8 пособий только два будут нести особую логопедическую направленность. Остальные относятся к общему спектру.
Любой малыш потянется к ярким формочкам, мячикам, стаканчикам, пазлам, машинкам. На первых занятиях я могу вообще ничего не давать из своего "специфического". Вот, например, занятие с Таечкой из самого первого периода работы.
Почти всё занятие с девочкой было построено на подобном материале. К тому же, большую часть занятия Тая проводила не за столом. Это уж мне так повезло снять её на коленях у папы, который только и мог успешно удержать свою егозу на месте. А между такими играми я буквально на несколько секунд демонстрировала Таечке одну из тактильных букв и вызывала нужный звук.
Мой расчет строился на том, что девочка уже знает, что эта тётя непременно покажет ей какие-то дощечки и зажмет носик. Тая быстро поняла: как только она подаст возмущенный возглас, её похвалят и опять дадут что-то интересное. Так и тренировалась произвольная голосоподача.
Постепенно, урок за уроком, стрелочка моего логопедического компаса смещалась к формированию речевых навыков. На столе стали появляться карточки. Но они не раздражали ребенка, т.к. атмосфера доверительности и весёлого настроения на занятии уже сформировалась. Все поэтапные видео динамики Таечки есть на канале в подборке "Сенсомоторная алалия", нет нужды пересказывать, что и как мы добавляли из месяца в месяц на занятиях. И в памяти девочки они останутся как вполне приятное время.
Артёмка, мой выпускник, как раз делится своими воспоминаниями о наших уроках в ролике. Не помнит он ни о каких карточках!
Пазлы любят многие дети, но не все. Если ребенку не нравятся они, то не настаиваю, т.к. моя задача расслабить ребенка, а не "взвинтить" его. Гоше, который собирает на видео пазлы, они по душе, особенно с машинками. Подавляющее число новых навыков мы вводили для Гоши через машинки. Карточки появлялись, но чаще как дороги для машин. А не как основной вектор внимания для мальчика.
Перебрав 2-3 ярких пособия, я мимоходом внедряю одну-две карточки с буквами, слогами, цифрами. И снова что-то завлекательное. В планировании логопедической работы это обязательно нужно учитывать.
Карточки - это квинтэссенция, выжимка, а не основа работы!
Когда ребёнок привыкнет к ритму занятия и вам надоест надписывать буквами мячики, кубики, стаканчики, вы достанете наконец пособие с карточками. И отработаете с ребёнком текущую речевую задачу. А дальше опять игрушки, они вообще практически не выходят за рамки занятий до семи лет. Хотя доля времени, потраченная на задания за столом с карточками и картинками, безусловно будет увеличиваться с ростом ребёнка. Обойтись без карточек и альбомов при обучении речи нельзя. Не повесить в воздухе ту или иную грамматическую норму, не научить читать без написанной буквы. Даже если вы рисуете её на асфальте, это всё равно модификация карточки!
Почему у родителей возникает ошибочное мнение о повышенной значимости карточек?
Всё просто. Логопеды не могут наполнить ваши шкафы, полки и коробки игрушками, дидактическими пособиями на сенсорику. Это вы делаете сами.
Для нас, специалистов, наличие превалирующего количества игр без всяких карточек - это аксиома. Я даже делала пост о хранении своего дидактического материала. Бóльшая часть коробок в шкафу заполнена игрушками, пазлами и заданиями на цвет-форму-размер. Они занимают основной объем. А грамматика для 6-леток на карточках - это одна коробка!
Искренне считаю, что фантазия родителей в придумывании игр для ребёнка ничем не ограничена. Моя цель дать вам строго специфический материал, до которого нельзя дойти эмпирическим (опытным) путём. Показать и объяснить вам сложные дидактические пособия - в этом задача специалиста. Так же считают и остальные логопеды, поэтому и выкладывают на своих каналах в основном карточки.
Каждая думающая мама, прочитав инструкцию к дидактическому пособию, улавливает суть, идею. Предполагаю ход её мыслей.
Что именно должно появиться из речевых навыков у ребёнка в скором времени? А-а, по плану работаем над слоговой структурой двусложных слов. Основа понятна по выложенным логопедом карточкам, это слоговые таблицы. И на видео показано, что нужно добиться слитного пропевания слов. Понятно, буду придумывать, как это дать моему сыну (дочке).
Как воплотить эту задачу, мама будет придумывать сама: на бегу с ребёнком, на качелях, на велосипеде, в бассейне. Написаны слоги на магнитах холодильника или на стене в ванной, неважно! Мама знает, на что откликнется её малыш, как долго можно с ним использовать одну игру, как часто нужно менять игрушки.
Не расскажет вам этого логопед. Он не может войти в каждый дом и организовать обучающее пространство.
Но специалист совершенно точно может дать чёткий план формирования навыков и показать карточки, на которых написано, как этот навык вызывается, с помощью какой лексики к нему идём и какие грамматические и синтаксические нормы тут работают.
У каждого своя зона ответственности. Логопед отвечает за глобальное наполнение коррекционного процесса, а родители за то, чтобы ребёнок не сильно замечал, что его учат, а если уж учат, то на ярком и привлекательном материале. А скучную карточку можно и не заметить за обилием красивых предметов на столе. Ну есть она и ладно, посмотрели на неё и давайте дальше динозавров с горки спускать!
Всем успехов в развитии речи!