1. Наука не в школах. В школах - чопорное тупоумие невежд. Наука в книгах и в личном самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и из жизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения книгопечатания не оставалось из науки ничего, кроме плесени.
2. Характер школьного преподавания - сухое, тупоумное педантство. Это почти неизбежно так по самой сущности дела. Кому не надоест 10-20 лет толковать год за год все одно и то же? Учитель, профессор почти всегда занимается своим делом с отвращением и, для облегчения своей тоски, заменяет науку простой формалистикой. А вдобавок обыкновенно и глупеет от глупой скучности своего ремесла.
Н.Г. Чернышевский
Обратим внимание на ключевые слова: «тупоумие невежд (учителей)», учитель «глупеет от глупой скучности своего ремесла», «самостоятельном труде». В тезисе дано состояние учительства, причина этого состояния и указан выход из кризиса – самообразование.
Последний тезис самый важный – в нем заложена перспектива: самообразование через книги-самоучителя, мотивирующие на самообразование, развивающие способности и формирующие знания.
Для подкрепления вывода приведем слова Толстого:
«Через сто лет отживут все готовые заведения – училища, гимназии, университеты, и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения».