Неделя, месяц, целое лето - на какое время можно без последствий для динамики речевого развития отвлечься от занятий?
Иногда родители меня об этом спрашивают, а то и просто уезжают отдыхать, не задумываясь ни о чëм. Отдыхать нужно, иначе маме, которая порой живёт на "нервах", трудно искать внутренние ресурсы. Детям же поездки дают опыт поведения абсолютно в других жизненных условиях. Это только на пользу. Неизбежный стресс от смены режима, питания, привычных маршрутов контролируется и минимизируется родителями. Поэтому я за поездки на время отпуска.
Каждая мама сама прекрасно знает, как её ребёнок втягивается в регулярные занятия после перерыва. И продумывает учебную нагрузку во время отдыха. Но есть и стандартные рекомендации от логопеда, на которые стоит ориентироваться.
Советы логопеда напрямую зависят от сроков поездки и от типа речевого нарушения.
Дизартрия
- Если ожидается поездка на одну-две недели, то можно вообще не задумываться об уроках. При любом речевом диагнозе столь короткий перерыв никак не отразится на динамике. Наслаждайтесь отдыхом!
- Больше двух недель без работы над звуками для ребёнка с дизартрией средней, а тем более тяжёлой степени уже скажутся отрицательно. Через месяц наработанные навыки начнут теряться. Через 2-3 месяца артикуляторные уклады звуков, которые не успели войти в связную речь, могут "рассыпаться". Ставить звуки придётся заново.
Восстановление навыка пойдёт быстрее, чем его первичное формирование. Однако на это уйдёт от двух недель до месяца работы логопеда. Не слишком критично. Если уж так случилось, не волнуйтесь, звуки логопед "найдёт" снова. Не хотите воплощать описанный сценарий, обговорите с вашим логопедом перед каникулами необходимый минимум артикуляторной работы с ребёнком. 5-10 минут в день реально вписать в режим при любом отдыхе, даже самом активном.
Вот, например, с какими рекомендациями я отпустила на лето ребёнка с дизартрией средней степени. Работу над разными группами звуков мы с мамой договорились вести с циклом в три дня. День одна группа, 2-й день - другая, на 3-й день следующая. Затем цикл повторяется.
Все упражнения занимают не более 10 минут. Это тот минимум, который позволит не только не потерять, но и закрепить имеющиеся навыки.
Теперь об алалии.
Опять же, 1-2 недели отдыха не отбросят ребёнка назад, регресса можно не опасаться. А вот дольше...
Как-то, ещё в те времена, когда об онлайн уроках даже не слышали, забрали родители ребёнка на летние каникулы ещё в середине мая. Увезли далеко, в деревню. Оставили там бабушке с дедушкой, а сами вернулись в город. Всё бы ничего, но у ребёнка была сенсомоторная алалия, да ещё и аутистические черты достаточно выраженные. На занятиях мы только-только вышли на короткие слова. Фразы еще не было.
Я не нашла достаточно убедительные для родителей слова о том, что до того, пока не появилась фраза, прерывать занятия крайне нежелательно. На самом деле до сих пор жалею, что не настояла и отпустила мальчика.
Привезли его в середине сентября, то есть занятия прервались на целых 4 месяца! От речи не осталось ничего. Резко усилились аутистические тенденции. Сопротивление выросло в разы, ведь ребёнок стал старше, а значит просто физически сильнее. Дальше было грустно. Мы не смогли второй раз вызвать у мальчика речь.
Что же произошло? По сути мальчика на несколько месяцев отдали пусть и родным, но далёким от его жизни людям. Они не знали режим ребёнка, не соблюдали его привычное питание, разговаривали с ним не так, как родители. Что уж говорить о продолжении занятий, бабушка с дедушкой даже не представляли, с какой стороны к ним подойти. Напомню, что у мальчика была не только алалия, но и выраженные аутистические черты. Выпадение из привычного жизненного круга на столь длительный срок разрушительно повлияло на его психику.
С тех пор я очень жёстко выражаю свою позицию и не разрешаю прерывать занятия, пока не услышу фразу из двух слов. Нужно уехать? Пожалуйста, вот вам список необходимых заданий, для которых нужно найти место в чемодане. Какое-то время вполне можно продержаться на самостоятельных занятиях по рекомендациям специалиста. Отката не случится, немного затормозится динамика, но она всё равно будет. Сели с утра, позанимались и гулять, ловить солнышко, свежий воздух и новые впечатления! Только так, дорогие родители, речь жизненно важная функция. Мы не можем позволить ребёнку потерять навыки, которые ох как непросто приобретались!
Если речь достигла 2 уровня, ребёнок активно общается с помощью коротких фраз, опасности регресса нет. Но он еще не умеет накапливать новую лексику из речевой среды, а хотелось бы, чтобы незнакомые места и люди вокруг привнесли что-то новое в речь ребёнка. Грамматическую и лексическую работу продолжаем, хотя бы 20 минут в день. Про звуки тоже не забываем, но нагрузку можно сократить, оставить те, которые вызывают наименьший протест.
Диагнозы дислалия, дизартрия лёгкой степени, ОНР 3 и 4 уровня допускают довольно длительные перерывы в занятиях без каких-либо последствий.
Впереди бархатный сезон, да и зимой бывают отпуска. Не отказывайте себе в отдыхе, просто учитывайте потребности ребёнка.
Всем успехов в развитии речи!