Найти тему

Что мы знаем об Индии? Проверим на выставке "Невероятная Индия. Взгляд из России".

Что мы знаем об Индии? Можно проверить себя и погрузиться в воспоминания на московской выставке в Царицыно "Невероятная Индия. Взгляд из России".

Семён Чуйков. Независимая Индия. Центральная часть триптиха «Они хотят жить». 1967. Холст, масло. 258 × 184. Государственная Третьяковская галерея
Семён Чуйков. Независимая Индия. Центральная часть триптиха «Они хотят жить». 1967. Холст, масло. 258 × 184. Государственная Третьяковская галерея

Здесь нам напомнят о путешествиях русских купцов и художников в Индию: от «Хождения за три моря» Афанасия Никитина в XV веке до Василия Верещагина с серией картин (1874-1876, 1882-1883 г.) в великолепных рамах из собрания Третьяковской галереи; о дружбе Советского Союза с Индией и культурных связях до наших дней.

Василий верещагин был в Индии дважды в 1874г. и 1882 г., в путешествиях его сопровождала жена Елизавета Кондратьевна и вела дневник с последующим опубликованием заметок и очерков. Интересные детали этого путешествия можно прочитать в книге "Верещагин" здесь.

Процитирую несколько эпизодов: "Из Дели, как и намечалось, русская чета отправилась в новое путешествие — в Северный Кашмир. В столице Кашмирского княжества, городке Сринагар, путники любовались изделиями местных умельцев — шалями, коврами, медными сосудами, предметами из золота и серебра, кое-что покупали на память...

... Монастыри и храмы — то воздвигнутые на ровном месте, то встроенные в скальной стене — сменяли друг друга. Верещагин не упускал возможности изобразить их.

-4

...В Дели, бывший некогда столицей империи Великих Моголов, Верещагины вернулись к октябрю 1875 года. В первое свое посещение этого города Василий Васильевич был покорен его архитектурными памятниками. Кое-какие виды Старого Дели он собирался написать и в этот приезд.

-5

...Продолжительная поездка с посещением десятков городов и селений обогатила Верещагина любопытными впечатлениями о нынешней жизни в индийской провинции, наглядными сценами, демонстрировавшими, с какой хозяйской бесцеремонностью обращались английские чиновники и офицеры с коренными жителями, считая их людьми низшей расы. Подобное отношение к «туземцам» англичане открыто проявляли и в частных беседах с русской четой.

Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца(со стороны реки). 1874–1876. Холст, масло. 186,5 × 142. Российский национальный музей музыки
Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца(со стороны реки). 1874–1876. Холст, масло. 186,5 × 142. Российский национальный музей музыки

...То, что гости прибыли из России, вызывало повышенный интерес и почти всегда — некоторую настороженность. Нетрудно было понять, что англичане считали русских самыми серьезными соперниками в осуществлении своих планов в этой части Азии. И уж совсем откровенно проявлялось это в местной британской прессе. «Англичане, — писал Верещагин из Сиккима, — с недоверием смотрят на всякого русского, путешествующего не для плезира только или охоты на тигров, а для дела. Что здесь пишут о России, русских и их видах и намерениях, то просто стыдно читать, стыдно за пишущих».

Свою жизнь с Индией связал и другой русский художник-Николай Рерих. Он остался там жить с семьей с конца 1935 г. За 12 лет написал более тысячи картин и несколько томов литературных очерков и умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.

В зале «Индия духа: искатели истины» — скульптурные изображения аскетов, факиров, отшельников и различных индуистских богов (Шивы, Лакшми, Сарасвати, Гаруды, Ганеши и Ханумана) из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры).

Аскет гударийя. Индия. Начало XX века. Глина, металл, растительный краситель, лепка, раскрашивание. Высота 26. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Аскет гударийя. Индия. Начало XX века. Глина, металл, растительный краситель, лепка, раскрашивание. Высота 26. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Аскеты гударийя ("лоскутник", "одетый в лоскутное рубище") носили одежду из разных лоскутов, и головной убор из лоскутков, напоминающих листья. Таким одеяниям приписывалась целительная сила".

-9

О взаимных визитах и дружбе руководителей Советского союза и Индии в советское время, о популярном индийском кино и мультфильмах, об опере и традиционной индийской одежде и тканях рассказывают следующие разделы выставки.

Слон с паланкином. Индия. Конец 1970-х. Дерево, резьба, раскраска. Высота 84,8. Государственный музей Востока
Слон с паланкином. Индия. Конец 1970-х. Дерево, резьба, раскраска. Высота 84,8. Государственный музей Востока

В Советском Союзе дружба с Индией и культурные связи были очень активными. Мы восхищались индийскими фильмами, индийскими танцами и песнями, читали восточные сказки и смотрели мультфильмы, балет и театральные постановки.

-12
Эскиз к мультфильму «Маугли». Киностудия «Союзмультфильм». Режиссёр Роман Давыдов. Художник Александр Винокуров. 1968 г. Государственный центральный музей кино
Эскиз к мультфильму «Маугли». Киностудия «Союзмультфильм». Режиссёр Роман Давыдов. Художник Александр Винокуров. 1968 г. Государственный центральный музей кино

В начале 80-х в Москве открылся индийский магазин "Ганга" (или "Ганг"?) и многие помнят индийские джинсы, "марлевки", кожаные сумки, вазы, украшения.

До сих пор индийское украшение из "Ганга" неплохо смотрится на льняном платье в стиле "бохо" и металлическая инкрустированная ваза для цветов прекрасно выполняет свое предназначение!

Кто помнит это время-можете поставить лайк👍!

Выставка открыта до 22 октября 2023 г.

Индия
37 тыс интересуются