Найти тему

Самая южная и самая древняя крепость России

Поскольку довелось мне этим летом побывать в Дагестане, а точнее в Дербенте, не мог ни написать несколько строк об этом удивительном месте.

По поводу самой южной крепости, тут, конечно, надо вспомнить, что издревле самой южной русской крепостью была Кушка. Но в ходе катастрофы, именуемой развалом Российской империи, мы лишились огромных территорий, и теперь самой южной точкой стал Дербент.

А вот по поводу самой древней, тут спорить нечего. Хотя Владимир Путин и постановил, что Дербенту две тысячи лет, но местные с этим не согласны, хоть и не спорят особо громко. Я бы в свою очередь отметил, что, бродя по старому городу как-то возникает ощущение, что за последние три-четыре тысячи лет в нём особо ничего и не изменилось.

Чтобы полностью понять, насколько важно местоположение города, можно посмотреть на карту, но ещё лучше это видно с пляжа. Дербент расположен в узком проходе, шириной в три километра. С одной стороны — Кавказские горы, с другой — Каспийское море. Это место в истории имело много названий, но чаще всего связанных со словом «ворота». Я помню с детства название Железные ворота из книг Яна про монголо-татарское нашествие. Место важное, поскольку там проходят и все торговые пути, и все военные походы не могли миновать. А посему, там должна быть крепость и… рынок.

Внутри крепости спрятаться от тени трудно.
Внутри крепости спрятаться от тени трудно.

Крепость под название Нарын-Кала возвышается над городом и видна практически отовсюду. В переводе с персидского название означает «солнечная крепость» и уж чего-чего, а солнца там много. Как, впрочем, и во всём Дербенте. Постройка, конечно, впечатляет. И своей мощью, и своей древностью. Представить себя на месте штурмующих эту цитадель, совершенно не хотелось бы. Мы с трудом поднялись по крутой лестнице под палящим солнцем, а идти на штурм по крутым склонам, чтобы дойти до самих стен — это уже подвиг. Хотя, надо признать, удавалось. Русские войска штурмом эту крепость брали.

Вид с крепостной стены. На фото оценить, конечно, трудно. Но поверьте — очень высоко.
Вид с крепостной стены. На фото оценить, конечно, трудно. Но поверьте — очень высоко.

Самой крепостью укрепления Дербента не исчерпывались. От крепости к морю спускались две стены, которые полностью перегораживали перешеек и даже уходили в море. Сам город ранее располагался между этими стенами. Правда, сохранилась лишь одна — северная стена, от южной же лишь незначительные фрагменты.

На этом фото хорошо видна слева сохранившаяся северная стена, идущая от крепости к морю. А на заднем плане возвышается крепость.
На этом фото хорошо видна слева сохранившаяся северная стена, идущая от крепости к морю. А на заднем плане возвышается крепость.

Была ещё горная стена, но её я не видел. Словом — город-крепость.

Про крепость упомянули, нельзя не вспомнить и про другое значение Дербента — торговлю. Рынок (точнее рынки) — это, конечно, достопримечательность особая. Именно посмотреть интересно, такое ощущение, что там почти как много веков назад всё. Тем более, что Верхний рынок, как я понимаю, на этом же месте и действительно много веков находится. Ну и, конечно, не только смотреть, но и купить есть что. На любой вкус.

Крепость возвышается над городом, от подножья крепостных стен весь Дербент как на ладони.
Крепость возвышается над городом, от подножья крепостных стен весь Дербент как на ладони.

Но самое интересное для меня, в любом месте — люди. Дагестан — это вообще особый мир, причём сильно отличающийся в разных районах. О том, что это самое многонациональное место убеждаешься сразу. Дербент — особенно. Как объясняли нам местные жители, в Верхнем городе веками живут азербайджанцы, в Среднем — евреи, а в Нижнем — русские и армяне. Хотя по всем справочникам в городе должны жить лезгины. Однако, азербайджанцы считают себя исконными жителями (с чем трудно поспорить), а лезгинов и табасаранцев людьми пришлыми, спустившимися с гор. Нам довелось общаться с представителями всех этих народов, я специально интересовался национальностью людей, с коими довелось встречаться. Даже довелось оценить разницу между табасаранскими и лезгинским языками. Я, может и путаю, но мне показалось, что отличаются они по произношению примерно, как шведский и вьетнамский. Впрочем, говорят там все больше по-русски, и надо сказать, у каждого народа свой неповторимый акцент. Обычно очень красивый.

Что касается мужчин, то они пьют чай. Конечно, многие работают, но когда ходишь по городу, то такое ощущение, что все взрослые мужчины сидят в многочисленных кафе и прочих заведениях. Даже по внешнему виду понятно, что сидят они там не час-два, а всерьёз.

Про женщин я бы написал отдельную главу, причём в стихах. Но учитывая специфику моего канала, ограничу свои стремления. Все женщины в Дагестане делятся на две неравные части — те, кто носит национальную или мусульманскую одежду, и те, кого это не волнует. И хотя вторых в разы больше, чем первых, интереснее, конечно, восточные красавицы. Ничего общего с теми дамами, что бродят в чёрных платках по улицам Питера и других городов, они не имеют. Во всяком случае молодые. Каждая молодая девушка на улице — это произведение искусства. Даже не понять откуда такое впечатление. Я подумал, что одно из важных значений имеет очень аккуратный наряд. Его просто нельзя носить кое-как, ибо просто развалится всё. Чёрный цвет в одежде встречается не более, чем у половины, но и он не делает наряд мрачным. В костюме встречаются мелкие детали, украшения, коих немного, но они показывают, что девушка хотела себя украсить. И практически всегда ей удаётся это. Очень часто девушки носят очки, что тоже придаёт особый шарм. Макияж (на мой мужской взгляд) вообще то ли есть, то ли нет, возможно эффект без всякой косметики создаётся. Брови у восточных красавиц потрясающие!!! И глаза!!!!

Особо я бы отметил обувь. Обычно это что-то типа саб, на очень толстой подошве. Если сравнить с самой высокой шпилькой на каблуках, то по высоте не уступает и удивительно, как на таких ходят. И когда такая красавица, стройная, высокая, закутана в свой наряд (если не чёрный, то обычно голубых или светло коричневых тонов), потрясающей походкой идёт… нет, плывёт по улице, то очень трудно не смотреть во все глаза.

Это стены крепости Нарын-Кала (вырезать местную красавицу не стал, до простят меня).
Это стены крепости Нарын-Кала (вырезать местную красавицу не стал, до простят меня).

Впрочем, давайте к детям. Все, кто постарше и кому повезло — работают (мужчины, напомню, пьют чай) на пляже, в кафе, на рынке. Когда мы посещали мечеть, девочка лет семи-восьми (в потрясающем выше описанном наряде) предложила нам провести экскурсию. Остальные занимаются своими детскими играми на улице. В это трудно поверить, но у детей нет смартфонов и они играют так, как и мы в нашем советском прошлом.

Такой вот удивительный город Дербент.

Пушки в крепости бутафорские.
Пушки в крепости бутафорские.