Найти в Дзене
Блог Вадима Муратова

Revit: пользовательские штриховки с нерегулярным шагом

Архитекторы много пользуются разными штриховками, а инженерам они пригождаются не так часто. Но всё же есть случай, когда они пригождаются — рисунок ламелей решёток. Чтобы условно изобразить решётку, можно моделировать ламели и множить массивом, что сильно утяжеляет семейство, или воспользоваться моделирующими штриховками.

Пример конвектора с имитацией решётки через пользовательскую штриховку
Пример конвектора с имитацией решётки через пользовательскую штриховку

Покажу, как создать такую штриховку для обозначения решётки внутрипольного радиатора. По аналогии можно создавать узор для вентиляционных решёток. Именно этот способ я применил в новых одно- и двухрядных решётках для шаблонов ADSK.

В стандартном редакторе Ревита можно создать только регулярную штриховку: шаг между линиями постоянный и не меняется. Но у реальной решётки есть некоторая толщина, поэтому хочется сделать штриховку нерегулярной: шаг между ламелями, потом толщина ламели, потом снова шаг. Например вот такую:

Штриховка с нерегулярным шагом
Штриховка с нерегулярным шагом

В Ревите есть два известных мне способа создать такие штриховки: загрузить готовую из pat-файла или создать с помощью плагинов. PAT-файл можно создать в Автокаде с помощью макроса HatchMaker.lsp. В интернете море инструкций, как с его помощью сделать штриховку, я пользовался алгоритмом с сайта dorroggi.ru.

Инструкция с сайта dorroggi.ru — картинка является ссылкой на оригинальную статью
Инструкция с сайта dorroggi.ru — картинка является ссылкой на оригинальную статью

Всё это хорошо, но куда удобнее сделать штриховку сразу в Ревите. И для этого можно воспользоваться бесплатным плагином «Штриховки» из пакета МодПлюс. Плагин не весь бесплатный, но и без платной версии можно сделать всё, что нужно. Покажу, как это делаю я.

Плагин находится на панели «Проект», раздел «Управление»
Плагин находится на панели «Проект», раздел «Управление»
Окно плагина
Окно плагина

В плагине можно создать штриховку:

  • новую пустую — то же самое, что можно сделать в самом Ревите, то есть руками настроить шаг и угол наклона;
  • дублировать существующую — создаёт копию выделенной в списке штриховки, можно поменять имя и тип, например с моделирующей на условную;
  • из чертёжного вида — этим способом мы и будем создавать;
  • нарисовать прямо в плагине во встроенном редакторе — эта опция доступна в платной версии;
  • загрузить из pat-файла.

Для нашей задачи отлично подходит создание из чертёжного вида. Мне нужна штриховка, в которой будут промежутки 10 и 15 мм. 10 мм — ширина ламели, 15 — зазор между ними. Создаю чертёжный вид и рисую линии.

Рисунок будущей штриховки
Рисунок будущей штриховки

На деле можно нарисовать только три линии в ряд, этого будет достаточно. Порядок тоже неважен, сначала 15, потом 10 мм или наоборот — без разницы, моделирующие штриховки можно выравнивать и смещать.

Теперь запускаю плагин и выбираю команду «Создать» → «Из чертежного вида». После этого появляется курсор а-ля Автокад, нужно выбрать прямоугольную область — границу штриховки. Для этого выбираю весь свой прямоугольник. После — рамочкой выделяю все вертикальные линии, это и будут линии штриховки. После под лентой нажимаю «Готово».

Выбираю метод построения «Из чертежного вида»
Выбираю метод построения «Из чертежного вида»
Вот такой вид принимает курсор для выделения границы штриховки
Вот такой вид принимает курсор для выделения границы штриховки
Теперь рамочкой выделяю все вертикальные линии, в том числе те, что совпадают с границами штриховки
Теперь рамочкой выделяю все вертикальные линии, в том числе те, что совпадают с границами штриховки
Нажимаю «Готово»
Нажимаю «Готово»

Далее появится окно с настройками штриховки. Здесь нужно дать ей имя, можно выбрать масштаб, угол поворота, тип штриховки. Мне нужна моделирующая, имя меняю, а остальное не трогаю. Штриховку можно будет выгрузить в блокнот, так как формат pat — это по сути текстовое описание того, как нужно строить штриховку. Этот текст видно в окне плагина. 90 — это угол линий; 0, 15, 25 и т. д. — это координата линий по оси X и так далее. Можете погуглить и разобраться сами.

Окно со свойствами штриховки
Окно со свойствами штриховки

Нажимаю «Применить», появится начальное окно со списком штриховок из проекта. У несохранённых штриховок будет красная точка. Чтобы сохранить — нажимаю снова «Применить» уже в этом окне. Готово, в файле проекта появились наши штриховки.

Если работаете с семейством, то создайте пустой проект, в нём — плагином штриховки. Потом скопируйте штриховки через «Копировать стандарты проекта».

Теперь можно создать материал и добавить в него свою штриховку. Подробнее об этом читайте в статье про материалы.

Больше полезного про Ревит — на моём сайте muratovbim.pro