«Умный, но ленивый»
Родители сокрушаются, что имея хорошие данные, ребенок учится плохо, ни к чему не стремится.
Как же его растормошить и замотивировать?
«Все лето пролежал» - горюет мама.
Хорошие данные… Такая интересная формулировка от родителя.
Как правило, в такой семье все гладко. Любовь и внимание к чувствам ребенка. Родители, боясь нанести травму, делают все по заветам детских психологов. Все верно делают. Ребенка надо поощрять, поддерживать. Не гнобить, не унижать и не обесценивать.
Но как же так получается, что ребенок будто законсервировался в той дошкольной эгоцентричной фазе самого-самого ?
Кажется, что ребенок не стал субъектом. Не продуцирует активность. Где-то личность его то ли не развивается, то ли не сформировалась вовсе....
Помните модное слово из психологических блогов – ОСОЗНАННОСТЬ? Корень – сознание.
Вот этой закристаллизованности (отсутствии стремления развиваться и двигаться) угадывается некоторая фиксированность сознания.
Талант дан. Он неизменен. «Я – дюже как хорош».
Как правило, вместо развития таким людям свойственно тратить свои силы не на движение вперед и вверх, а на доказательство, что вот прямо сейчас – мое мнение самое верное, я самый умный, я лучше вас знаю. Такие дети бывают как аморфны-спокойны-тихи, не желающие двигаться. Так и скандальны – любят обесценивать достижения других, драчливы, конфликтны.
Вроде как, 2 разных поведения, объединены фиксированным сознанием.
Человек с гибким сознанием верит в то, что любое качество можно развить.
Работает над собой. Свои ошибки и неудачи расценивает как опыт.
Давайте пройдемся по основным моментам, которые являются составляющими гибкого сознания.
МИРОВОЗРЕНИЕ
Готов к изменениям в своих взглядах. Видит, что есть зоны, где он может расти. Набираться новых знаний, опыта. Новые знания набирает не для того, чтобы увериться, что он на своем месте. А для поиска новых горизонтов применения. И новых взглядов на жизнь.
Применительно к ребенку:
Любое новое знание или свои достижения с помощью вас, родителя, могут быть рассмотрены под новым соусом. «Ты теперь знаешь вот это, как это можно применить? Или как это изменило твое отношение к чему бы то ни было?»
Любое наблюдение за природой, прочтенная книга, какая-то информация может получить прикладной взгляд. Но ведь может и прозвучать как «Петенька, ты такой умный! Смотри, бабушка, в 5 лет знает столько о динозаврах!»
УСИЛИЯ И ТРУДНОСТИ
Любая неудача – эмоционально тяжело проживается, приводит к отказу от усилий, избеганию неудач.
А вот гибкий подход: любая задача – интересна и любопытна. Неудача, вызывает вопрос и желание с ней справится. Упорно двигается, развивая мастерство.
Что на практике:
Присмотритесь, как вы расцениваете обыденные детские труды, которые не очень-то у него получились с первого раза? Спешите поправить за него? Может даже обесцениваете его небольшие стремления? В выходные пару-тройку раз наверняка ребенок столкнулся с трудностями. Дома, на детской площадке, за обеденным столом, шнурками, да еще в десятке других мест. И что?
Во какому пути вы помогли ему пойти: ригидному (фиксированному), что нечего и стараться…?
КРИТИКА и КОММЕНТАРИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Человек с гибким сознанием любит слышать мнения других людей, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны. Критику расценивает конструктивной.
Он уже не смотрит на критику, как на непоправимую ошибку.
Что дома?
Страх критики приходит к нам из дошкольного детства. Там, где обесценили, покритиковали, посмеялись. И потом уже бесполезно говорить: «Да я же добра тебе желаю»
Критика нужна, но не с нее надо начинать.
Не стоит сразу говорить ребенку, что у него не получится приклеить пуговицу к ткани бумажным клеем. Можно сказать: «Мы можем попробовать с тобой. Но, обрати внимание, обычно пуговицы пришивают ниткой. Давай посмотрим внимательнее, почему так». Ок, и чего дальше...?
УСПЕХИ ДРУГИХ
При негибкости мышления рассматриваются только как угроза. Ведь я не так хорош. Помощь и советы бывалых отвергаются. «Я все сам»
Такой человек не видит того, что может перенять опыт от более успешного мастера.
Помогайте ребенку подходить к другим ребятам и удивляться. Просить совета.
«Ого! А давай пойдем спросим у него, как это он забрался на это дерево? У него уже есть какая-то проверенная тропа. Может он покажет тебе, и ты тоже так сможешь!»
Просить помощь и совет – не зазорно. Не учите ребенка изобретать велосипед, учите задавать вопросы.
17