Найти в Дзене
Перо Павлина

Сокровища сарматских вождей: личное впечатление о выставке

Оглавление

Местные догадывались, что живут рядом с не просто похожими друг на друга холмами. Под слоем земли скрываются настоящие сокровища…и жуткие скелеты, напоминающие, что очень давно здесь тоже жили и умирали люди. Но громче безмолвных костей говорят названия курганов: Гайманова Могила, Дедуровский Мар ("мар" - смерть, мертвый), Алтын-Оба ("оба", "уба" - курган), "Алыплы зиараты" ("Могилы великанов").

Жажда богатства была сильнее страха перед мертвыми: таинственные холмы привлекали грабителей могил и искателей сокровищ. Во время правления Петра Первого был издан указ, который запрещал "во всей Сибири искание таковых гробов". Часть того, что удалось найти и сохранить, - на выставке "Сокровища сарматских вождей" в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Нашивки: в виде фигуры лежащего хищника (золото, фритта, литье, штамповка, гравировка, инкрустация, пайка, техника зерни), с изображением хищника (золото, штамповка, гравировка, пайка), с изображением сцены терзания сайгака пантерой (золото, штамповка, пайка).
Нашивки: в виде фигуры лежащего хищника (золото, фритта, литье, штамповка, гравировка, инкрустация, пайка, техника зерни), с изображением хищника (золото, штамповка, гравировка, пайка), с изображением сцены терзания сайгака пантерой (золото, штамповка, пайка).

О чем выставка?

О золотых сокровищах вождей кочевых племен сарматского периода, найденных в могильных курганах близ поселка Филипповка (Южный Урал). Выставка - совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина, Уфимского федерального исследовательского центра РАН и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. У Пушкинского музея нет собственных экспонатов в коллекции, зато Пушкинский музей спонсировал реставрацию предметов искусства и выступает площадкой проведения выставки.

Личное впечатление

Бусины, гривны, перстни и пуговицы, браслеты, нашивки - все золотое и кое-что инкрустировано блестяшками разной степени драгоценности. Но, в общем-то, все на выставке на сегодняшний день драгоценно и имеет колоссальную ценность. Поэтому для достойной презентации экспонатов на выставочное пространство не пожалели средств. Пространство не мешает наслаждаться экспонатами, что очень большой плюс.

Кажется, предметов не так много в огромном зале Пушкинского музея, и от этого ценность каждого повышается. Чего стоят эти выставочные решения в виде иллюминаторов с подсветкой, внутри которых разным образом и по спирали, и геометрично-прямоугольно расположились сокровища раскопанных курганов - золотые бусинки и нашивки. Следуя ключевому признаку роскоши, эстетики и красоты по огромному залу свободно расставлены витрины, не затрудняя проход и не давя пространством. Каждая витрина на своем месте - гуляешь по залу и хочется подойти, посмотреть.

Что понравилось?

Украшения, олени с рогами-«кокошниками» и тактильные копии. Их всего две, и одна из них олень. На что я обратила внимание помимо оленей?

Украшения: браслеты, перстни, серьги и височные кольца

В женских погребениях найдены не только украшения, но и инструменты для ювелирных работ, заготовки бус из драгоценных материалов и самоцветов. Среди найденных в курганах бусин: каменные, металлические и стеклянные. Бусы из драгоценных камней и самоцветов: из хризолита, флюорита, гематита, мрамора, известняка, сердолика, агата, кораллов, халцедона, янтаря, бирюзы, лазурита, аметиста, горного хрусталя, оникса. Доминирует звериный стиль, откликается мотив Мирового Древа. Многие украшения из представленных на выставке были бы актуальны сегодня.

Гривны

Гривны (обручи) найдены в мужских и женских захоронениях. Гривна - шейное украшение в виде обруча, может быть гладким или витым. Закручены спиралью, изготавливается из золота или серебра, встречаются также железные и бронзовые версии. На концах обруча чаще всего расположены симметричные фигурки, например, в виде голов хищников. Разве мы бы сейчас не носили подобное? Современным дизайнерам-ювелирам стоит присмотреться.

Сверху вниз: гривна с заведенными концами в виде протом лежащих архаров (золото, литье, пайка, гравировка), гривна в полтора оборота с зооморфными окончаниями в виде фигур лежащих кошачьих хищников (золото, литье, гравировка),  гривна с заведенными окончаниями в виде лежащих пантер (золото, литье, гравировка).
Сверху вниз: гривна с заведенными концами в виде протом лежащих архаров (золото, литье, пайка, гравировка), гривна в полтора оборота с зооморфными окончаниями в виде фигур лежащих кошачьих хищников (золото, литье, гравировка), гривна с заведенными окончаниями в виде лежащих пантер (золото, литье, гравировка).

Золотые нашивки и узорная вышивка

Из-за плохих условий хранения можно лишь предполагать, как выглядела одежда людей, живущих в те времена. Ткань истлела, оставив россыпь золотых бусин и нашивок. Удачной находкой оказались сохранившиеся остатки расшивки накидки-плаща сарматской жрицы. Плащ был расшит двумя полосами узорной вышивки, которые располагались симметрично. Бисер изготовлен из золотого, стеклянного , каменного и кораллового материалов.

Предположительно, другая находка - шаль, была декорирована штампованными золотыми нашивками в форме розетт. Край ткани расшит золотой бахромой. Шалью накрывали лицо и верхнюю часть тела умершей.

Скорее всего, большая часть похороненных в курганах женщин имели связь со сверхъестественным и выступали в роли жриц.

Во всем преобладает звериный стиль, самый часто встречающийся и, соответственно, главный образ - олень с ветвистыми рогами (снова мотив Мирового Древа). Но не менее значимые образы у кочевников это верблюд и архар (горный баран).

Сосуды из золота и серебра с архарами

Горный баран архар был в почете у древних иранцев, животное считалось воплощением могущества царя. Яркий экспонат - золотой кувшин с ручками в виде голов архаров. Интересно, что сосуд с двойными стенками из чистейшего золота изготовлен на 150-200 лет ранее захоронения в Филипповке, а сама технология изготовления сосуда довольно сложна и была не известна кочевым племенам. Получатся, чтобы завершить свой путь в одном из курганов у поселка Филипповка, сосуд до этого путешествовал пару столетий! Интересно, как он попал к тому, кого теперь сопровождает в загробном путешествии?

Верблюды

Чем выше статус погребенного, тем более вероятно присутствие в захоронениях разнообразных предметов с верблюдами. Типичный сюжет - сцена противоборства двух верблюдов (часто симметричное изображение). Почему они борются друг с другом, спросите вы? Верблюд имеет одновременно «две природы». У верблюда есть черты как травоядного животного, так и хищника. Верблюд выступает посредником между двумя мирами, его образ связан с солярным символом, так как его биологические ритмы совпадают со сменой времен года.

Фалар со сценой противоборства двух верблюдов (бронза, литье).
Фалар со сценой противоборства двух верблюдов (бронза, литье).
Копье. Длина копья 320 см.
Копье. Длина копья 320 см.

Мне понравилась выставка, возможно, потому что я, в принципе, люблю золотые украшения, а может быть, еще и потому, что мне нравится, когда к выставке по всем вопросам подошли качественно. Сходить стоит. К слову, выставку продлили до 8 октября 2023 года, еще раз вряд ли будут продлевать. Так что не откладывайте.

Где еще посмотреть похожее?

В Особой кладовой Музея Востока. Небольшая, но очень ценная и разнообразная коллекция появилась в собрании Музея благодаря серии экспедиций на Северный Кавказ в 80-х годах ХХ века. Коллекцию можно разделить на четыре периода: памятники скифского периода (VI – IV вв. до н.э.); памятники сарматского периода (III до н.э. –  III в. н.э.); памятники эпохи «Великого переселения народов» (V в.н.э.); памятники эпохи средневековья (VII – IX и XIV – XV вв. н.э.).

Яркими экспонатами Особой кладовой Музея Востока являются:

Особая кладовая закрыта для посетителей, необходимо приобретать билет на экскурсию. Почитать подробнее и записаться на экскурсию можно на сайте.