Недавние споры о том, как преподавать историю в американских школах, были сосредоточены на взглядах на внутренний расизм Америки, но это только одна часть проблемы нашего взгляда на историю. Наши предвузовые программы и популярные истории наполнены историями о великих белых людях, которые в одиночку изменили мир. Однако эта героизация часто является такой же выдуманной историей, как и истории героев Marvel в фильмах. Многим из этих предполагаемых первооткрывателей на самом деле предшествовали поколения людей, в том числе представители других культур и народов.
Нас учат, что один человек, Джеймс Уатт, шотландец 18-го века, ответственен за паровую энергию, но паровая энергия использовалась 2000 лет назад в Египте. Американец Томас Эдисон «изобрел» электрическую лампочку через столетие после того, как ее разрабатывали такие изобретатели, как Александр Лодыгин из Тамбовской губернии Российской империи, итальянец Алессандро Круто и афроамериканский изобретатель Льюис Говард Латимер. И хотя Александру Грэму Беллу, родившемуся в Эдинбурге, но работавшему в Соединенных Штатах, приписывают изобретение телефона, его работа последовала за десятилетиями работы других, таких как итальянец Антонио Меукко, и 1200-летней акустической телефонной технологии от Культура чиму Перу, хранящаяся в Национальном музее американских индейцев в Вашингтоне.
Почему это важно? Потому что заявление об исключительных достижениях только людей западноевропейского происхождения и игнорирование того, что сделали незападноевропейцы, пропагандирует негативное отношение к другим группам — реальность, которая привела к расизму, антииммигрантским настроениям и превосходству белых.
Возможно, самый проблематичный из этих этноцентрических мифов связан с тем, что часто называют самым важным изобретением последнего тысячелетия: прославление Иоганна Гутенберга из Германии как изобретателя подвижного металлического шрифта. Историки часто говорят, что изобретение Гутенберга в середине 15 века привело к некоторым из самых важных изменений в западной истории, включая протестантскую Реформацию, национализм, капитализм, индивидуализм и демократию. Нам говорят, что Гутенберг был одним из самых влиятельных людей в истории человечества благодаря изобретенной им подвижной металлической печати.
В том смысле, что это было невероятное достижение.
Но это неправда.
В 1377 году, примерно за два десятилетия до рождения Гутенберга, в Корее была напечатана антология буддийских учений с помощью подвижного металлического шрифта. Эта книга «Пэгун хвасан чхорок пульчо чикчи симчхе ёджоль (Baegun hwasang chorok buljo jikji simche yojeol)», часто известная как «Чикчи (Jikji)», в 2001 году была признана ЮНЕСКО как старейшая из сохранившихся книг, напечатанных подвижным металлическим шрифтом, хотя мало кто о ней слышал. Фактически, в 2013 году, когда я посетил Французскую национальную библиотеку, чтобы подать заявку на просмотр этого древнего артефакта, никто из сотрудников, с которыми я столкнулся, ничего о нем не знал.
В конце концов они обнаружили в своей интранет-системе, что «Чикчи» был заперт в подвале старого филиала «Ришелье» в центре Парижа. Тот факт, что эта первая в мире книга, напечатанная подвижным металлическим шрифтом, была спрятана в этом крупном западном учреждении, побудил меня снять в 2017 году документальный фильм «Танцы с Чикчи», в котором исследуется европоцентризм и ранняя история печати. Французская национальная библиотека отказалась сотрудничать с нами и не позволила нам заснять книгу, которая оставалась спрятанной в подвальном хранилище библиотеки.
Однако этим летом библиотека наконец-то представила «Чикчи» на выставке ранних печатных изданий. Я был взволнован, узнав об этом развитии событий — полагая, что книга получит заслуженное внимание — пока не прочитал название выставки: «Печать! Европа Гутенберга». Как, удивлялся я, Гутенберг мог оставаться настолько звездой, что в названии не было упоминания «Чикчи»?
Когда люди изучают историю подвижной металлической печати в Корее 13-го века, некоторые все еще рационализируют знаменитость Гутенберга, утверждая, что его изобретение было сделано независимо; а Корея была слишком далеко, чтобы иметь какое-либо влияние. Но на самом деле вдоль Шелкового пути на протяжении тысячелетий происходил динамичный обмен товарами и культурой, особенно между 12 и 14 веками. На конференции в Сеуле в 2005 году Эл Гор рассказал историю христианских монахов, вернувшихся в Европу из Кореи с образцами подвижной металлической печати, которые они передали Гутенбергу. Наш фильм показал письмо XIV века, в котором Папа Иоанн XXII благодарит короля Кореи за прием монахов в Корею до 1333 года. Письмо, хранящееся в секретных архивах Ватикана, дает некоторые неудобные доказательства тем, кто история Эла Гора, возможно, заслуживает внимания.
Больше нет оправдания тому, чтобы не продвигать более инклюзивную и обширную историю и не разрушать этот европоцентричный взгляд на мир. В данном случае это означает не только признание корейских технологий, но и признание того, что такие изобретения были многонациональными, межкультурными и часто многовековыми разработками.
Технология печати, изменившая мир, была делом изобретательных людей с разных континентов, которые создавали и переделывали устройства, что в конечном итоге изменило то, как люди записывали и распространяли информацию.
Мы не сможем искоренить ошибочное движение белых националистов, разрушающее общество в Америке и других странах, пока не признаем историю, отражающую нашу взаимосвязь, а не сфабрикованное европоцентричное мировоззрение и басни нескольких великих белых людей.
Дэвид Редман
Дэвид Редман — адъюнкт-профессор Университета Сокён в Сеуле, Южная Корея, и управляющий директор компании Ten O’Clock Productions, базирующейся в Канаде. Он написал это для Baltimore Sun — Ред.
(Tribune Content Agency)
#южнаякорея #корея #политика #экономика #промышленность #наука #история #социология #психология #культура #искусство #общество
[Дэвид Редман] Американское образование и большая белая ложь
5 минут
84 прочтения
14 августа 2023