«А это басмачи?», показывая на группу гастарбайтеров спросил маленький мальчик у своего отца. Тут повисла пауза, легкое недоумение и замешательство, но вскоре отец, улыбнувшись и удивившись, пояснил «нет, это рабочие, гастарбайтеры». Видимо накануне он посмотрел какой-то советский фильм про постреволюционные времена в Средней Азии, где молодая советская власть боролась с басмачами/душманами.
Само это слово я не слышал уже лет 20, с тех пор, пока окончательно не перестал смотреть подобные фильмы, однако эта ситуация погрузила меня в свои воспоминания и мне стало понятно, почему мальчик назвал условных таджиков/узбеков/киргизов басмачами. В моё советское время довольно часто показывали художественные фильмы, в которых называли тех, кто выступал против советской власти басмачами и отрицательные персонажи были как раз той национальности, которая сейчас у гастарбайтеров.
Я помню, что в советских фильмах красноармейцы – это добрые, отважные, идейные и порядочные люди, славянской внешности, а те, с кем они боролись были представителями Средней Азии и те были жадными, коварными, хитрыми, жестокими и властными. Вот даже возьмите знаменитый фильм «Белое солнце пустыни»… Положительные персонажи - все славяне, белые, а представители Средней Азии - сплошь отрицательные персонажи, одним словом басмачи. Может быть советский кинематограф совершал ошибку, рисуя всё в чёрно-белых красках?
А что если негативное отношение к приезжим, в частности, связано с установками, которые были заложены советским кинематографом про времена становления советской власти?
Я вспоминаю, что когда я учился в советской школе, то в моём классе 95% - это были русские, возможно там были украинцы и белорусы, мне это неизвестно, на весь класс был один грузин и даже татар вроде как не было. На улицах, разумеется, никаких гастарбайтеров я не видел, потому что их просто не было, равно как и такого слова, на всех этих должностях работали так называемые лимитчики, жители соседних с Москвой городов. То есть, если люди моего поколения изначально бы жили среди такого числа приезжих, то и такой негативной реакции как сейчас, не было бы.
Думается также, что у русских негативное отношение не то, чтобы к гастарбайтерам, а вообще к иностранцам, к людям, которые очень сильно отличаются от них внешне, а всё из-за того, что они маломобильны. В подавляющем большинстве люди живут очень бедно и не имеют возможности посещать разные регионы и страны, иначе они бы встречали весь спектр всевозможных национальностей и реагировали бы на их представителей более спокойно. Но у русских точно есть такое понятие внутри «свой / чужой», а к чужим недоверие.
Также понятно, что негативное отношение к гастарбайтерам вызвано тем, что власти переборщили с лимитом, что запустили в город и в страну больше, чем это может безболезненно абсорбировать местное население.
А вообще, разумеется, важна не национальность, а что ты за человек. Если ты честный и трудолюбивый, твои намерения прозрачны, ты умеешь что-то делать и готов приносить пользу людям, то тебе в каждом городе, в каждой стране будут только рады.
В армии есть такое понятие, как слаживание — комплекс тренировочных мероприятий по обучению военнослужащих согласованным действиям в составе своего подразделения (экипажа, расчёта, корабля, штаба и тому подобное), однако работы по слаживанию приезжих (гастарбайтеров) с местным населением не проводится. Почему?
Читайте также: