Каждый день мама приводила Вову в детский сад. Сама переодевала мальчика и тщательно проверяла, в порядке ли трусики, носочки, сандалики. Потом стояла и наблюдала, как Вова идёт мыть руки, как подходит к одногрупникам, какие игрушки берёт. Далее следовал разговор с воспитателем и нянечкой. В сотый раз они слышали, как мама боится, что с Вовочкой произойдет что-то плохое, а вдруг его кто-то обидит, а вдруг он поранится карандашом, когда будет рисовать, а вдруг на прогулке кто-нибудь попадет ему песком в глаза.... Ну и, конечно, тысячу ценных указаний , как с сыночком можно, а как нельзя. Выплеснув всё это, мама немного успокаивалась, требовала к себе сына, целовала его и уходила.
Через пару минут она вновь неслась в группу со слезами на глазах, потому что ей казалось, что вдруг что-то случилось, пока она спускалась с лестницы.
Вова устало подходил к маме и говорил: - Мама, уйди уже , пожалуйста!
Мама вновь целовала ребенка и уходила. Потом снова прибегала и снова убегала. Уставали от этого все. И Вова, и воспитатель, и сама мама. Дети откровенно посмеивались над мальчиком и не особо хотели с ним дружить. Потому что им тоже иногда доставалось от неё. Ведь во время прогулки мама уже караулила группу, заглядывая через забор. И не дай бог кто то мог не так посмотреть на Вову или как то не так играть с ним, как тут же голос из-за забора громыхал: "Ваня, отойди от Вовы, отдай ему игрушку!".
Вова подходил к забору и устало говорил: "Мама, уйди уже!". Мальчик отчаянно сопротивлялся такой гиперопеке, мама не сбавляла обороты.
Вове, кстати, на тот момент было уже 7 лет, через несколько месяцев уже в школу, но мама вела себя так, как будто он ещё совсем малыш. И как будто без неё он не справится.
В течение дня она не раз звонила и писала воспитателю, заведующей, медсестре, всем, кому только могла, чтобы узнать все подробности, что поел, что попил, сколько раз сходил в туалет, с кем играл, рисовал или лепил, если рисовал, то карандашами или красками, если красками, то не испачкал ли шортики......
Эта история происходила на моих глазах пару лет назад. В этом сентябре Вова идёт уже в третий класс. И теперь мама третирует уже не воспитателя, а учителя. И до сих пор не даёт вздохнуть Вове. В поведении женщины ровным счётом ничего не изменилось.
Давайте поразмышляем, почему мама так себя ведёт? Что стоит за этой страшной гиперопекой?
Причин гиперопеки несколько:
1. Внутренняя тревога, страхи.
Которые очень осложняют жизнь и маме, и ребёнку, и всем вокруг.
2. Желание быть незаменимой.
Мама не чувствует себя нужной в других областях, кроме материнства.
3. Желание всё контролировать.
Ибо контроль заглушает внутреннюю тревогу.
4. Созависимость.
Слияние с чувствами и действиями ребёнка. Думаю, не раз слышали от мамочек "мы заболели", "мы поели", "мы пошли в садик" и т.д.
А самое главное, давайте посмотрим, как в будущем на детях отразится такая вот гиперопека? А последствия могут быть очень плачевные.
1. Выученная беспомощность.
2. Неуверенность в себе, низкая самооценка, неспособность самостоятельно принимать решения.
3.Склонность к зависимостям. Дети потом ищут свободы в алкоголе, запрещенных веществах, игромании и т.д. Они сбегают от материнского давления в другую зависимость!
Такого ли будущего хочет для своего ребенка мать?
Что же делать маме, если она увидела в себе черты Вовиной родительницы?
Идти в личную терапию и работать над своей тревогой, страхами, желанием всё и всех контролировать, искать другие смыслы в жизни, помимо материнства.
Если вы хотите помочь своему ребенку, помогите, прежде всего, себе!
Дорогие друзья , с вами сегодня размышляла на тему гиперопеки Татьяна Галадий. Если вам понравилась статья, ставьте 👍
А если вам нужна помощь психолога, то специалисты нашей студии будут рады помочь.