Найти в Дзене
Богословие и жизнь

Мысли-прозрения В. В. Розанова

В моей домашней библиотеке есть 8-ми томник работ Василия Васильевича Розанова - известнейшего публициста и мыслителя периода заката Российской Империи. По меткому замечанию архим. Рафаила (Карелина), мысли Розанова похожи на прозрения, а сам мыслитель подобен лирическому змею, который может укусить своим острым словом и друзей и врагов. Читать Розанова - одно удовольствие. У него очень живой, хлесткий, богатый и ясный слог - розановский слог. В качестве предупреждения отмечу, что в ряде случаев Розанов может показаться пошлым, потому что пишет о том, что, так сказать, "ниже пояса". Но это только часть Розанова. Его творчество, его заметки охватывают богатый спектр тем. Читая Розанова, нужно быть готовым к тому, что он может сам себе противоречить. Он писал о себе: "У меня с каждой зорькой новые взгляды". Ниже я хочу поделиться с дорогим читателем теми мыслями Розанова, которые показались мне интересными. Выписки, которые я приведу, содержатся в 6-и томе, который наименован "Мимолетно

В моей домашней библиотеке есть 8-ми томник работ Василия Васильевича Розанова - известнейшего публициста и мыслителя периода заката Российской Империи. По меткому замечанию архим. Рафаила (Карелина), мысли Розанова похожи на прозрения, а сам мыслитель подобен лирическому змею, который может укусить своим острым словом и друзей и врагов. Читать Розанова - одно удовольствие. У него очень живой, хлесткий, богатый и ясный слог - розановский слог. В качестве предупреждения отмечу, что в ряде случаев Розанов может показаться пошлым, потому что пишет о том, что, так сказать, "ниже пояса". Но это только часть Розанова. Его творчество, его заметки охватывают богатый спектр тем. Читая Розанова, нужно быть готовым к тому, что он может сам себе противоречить. Он писал о себе: "У меня с каждой зорькой новые взгляды".

Ниже я хочу поделиться с дорогим читателем теми мыслями Розанова, которые показались мне интересными. Выписки, которые я приведу, содержатся в 6-и томе, который наименован "Мимолетное: 1915 год".

"12.IV.1915

Отличительную особенность восточно- кафолической церкви от западной составляет не Filioque, a

ЛЕНЬ.

И самый многовековой упор на Filioque происходит собственно

ОТ ЛЕНИ.

Помилуйте, так легко. И все одно и то же. Не надо ни скидать сапог, ни расстегивать тулупа. Тепло и удобно.

– Вы почему не обдумаете дел в России?

– Потому что мы заняты Filioque.

– Почему у вас везде по России кабаки и...дани.

– Потому что это все Filioque.

– Почему вы все лежите и ничего не делаете?

– Потому что мы размышляем о Filioque.

– Вас захватили немцы...

– Filioque.

– Вас обижают жиды.

– Да. Но они несчастны, п.ч. у них нет Filioque.

– Скажите, почему вы не моетесь в бане?

– Filioque.

– Отчего у вас сахар вздорожал и нет гигроскопической ваты?

– Оттого, что мы доказывали истину Filioque.

– Отчего вы «страна обильная и богатая, но порядку...».

– Извините: Россия есть единственная упорядоченная страна, и мы совершенно спокойны, – спокойны, тихи и счастливы, – потому что лежим за спиной неизмеримой благости, которая именуется Filioque.

Если, однако, оглядеться, то увидишь, что для русских это один предлог ничего не делать. Русские создали себе защиту и убежище для лени. Ибо ни для Николая Николаевича, ни для Павла Александровича, ни для Валентина Александровича, людей, всю жизнь положивших для Восточной Кафолической Церкви, до Filioque никакого дела нет, они решительно ничего о нем не думают и никогда не думали, не имеют об этом ни «да», ни «нет». Но едва вы предложили им чем-нибудь заняться, как они вскинув голову говорят:

– Мы ничем заняться не можем, ибо мы заняты Filioque и читаем диссертацию профессора Казанской Духовной Академии «О ложности учения Католической церкви касательно исхождения Св. Духа от Отца и «Сына» (Filioque)".

И еще:

"14.IV.1915

Если бы не смерть, то Христос...

Но смерть есть.

Тема Христа – победить ужас смерти...

А «бессмертие души» побеждает ужасное «кончено».

Христиане собственно «не умирают» и «не кончаются». Они – особенные люди. Каждый мужик. И каждый мужик имеет то, чего не имели Соломон, Давид, Моисей и Наполеон I.

КТО же ему это дал? Поп нечесаный, да отец дьякон, да дьячок без голоса.

Как же понять, что, встретя Толстого, мужики в запале начали на него кричать, ругаться и что его надо убить.

Он испугался. Плакал, вернувшись. И записал об этих слезах и рассказал об этих слезах. С ним плакали знакомые, друзья.

Между тем он напал на мужиков. Разорил их. Сжег их дом. Он – был жестокий и дурной. И через то, что дерзнул ругнуть

ПОПА.

Поп – утешает. Поп крестил мужицкое дитя, поп похоронит мужика и скажет ему – сам веруя – бессмертие души, которого не мог уверенно иметь и Платон. Он оттого и «причесываться перестал», что коли бессмертие души – ту от счастья перестанешь и причесываться. Попы и должны быть нечесаными, черными и «дрянь». Зачем им разум, зачем им «хорошее», когда они имеют

ЗОЛОТО.

Это золото – Христос и вечная жизнь.

Эй, господа, – гуляйте. Если так – гуляйте. Господи, если б мне поверить – я бы голый побежал по Петербургу".

И наконец:

"3.VI. 1915

Сколько слов и как мало мыслей.

Всюду. В разговорах. В печати.

Чту такое «Кроки» (не понимаю), «Наброски», «Штрихи», «Зигзаги». Это любимые теперь заглавия. Объединенные в одном подразумеваемом: «Почти ничего».

Чту это? Почему? Как сделалось?

Душа человеческая распалась на слова. А мысли? – «Не можем».

Самые слова теперь потеряли одушевление, протяженность. Слова стали без теней, без «подробностей».

«Отец» теперь вовсе не то значит, что при Пушкине. Уже не говоря о Риме и Библии, «отец» теперь стал коротенький и глупый. И его никто не уважает.

Ужасно.

Угасло уважение ко всем вещам.

– А ты, Розанов, все воешь?

– Вою".