На сегодняшний день фильм «Gran Turismo» можно увидеть в кинотеатрах по всему миру: премьера, в которой прослеживается карьера Яна Марденборо, стартует в непростых условиях, ведь фильм о «Барби» в настоящее время доминирует в заголовках кинолент.
Судя по первым отзывам, это может быть не так уж и плохо, потому что фильм получился довольно средним. Хотя работа Нила Бломкампа, который вообще-то специализируется на фантастических фильмах, не новичок, но и особо вдохновить он тоже не может.
Фильм получил 55-процентный рейтинг критиков на популярном немецком портале «Rotten Tomatoes» и он уже далек от 92 процентов для «Ford против Ferrari». Если же говорить о русской аудитории, то рейтинг на «Кинопоиске» пока составляет 7,1 балла из 10 — оценки проставили 3350 подписчиков. Для сравнения «Ford против Ferrari» имеет 8,2 балла после 643 882 голосов.
В чем проблема? Критики жалуются, среди прочего, на то, что фильм имеет относительно плоский сюжет и не пропускает ни одного спортивного клише — от недовольного отца, который видит в сыне бездельника, до агрессивного соперника и неряшливого менеджера. История экс-гонщика в роли наставника, которому дается второй шанс, тоже напоминает фильм «За рулем».
И именно здесь критика заключается в том, что наставник (Джек Солтер, которого играет Дэвид Харбор) угрожает опередить Марденборо (которого играет Арчи Мадекве) как главного героя. Но его мотивационные речи также критикуют как поверхностные и шаблонные, а игру Харбора хвалят. Орландо Блум не так хорош, как Даррен Кокс (Дэнни Мур в фильме), создатель «GT Academy». Его роль описывают как фальшивую и неубедительную.
Однако самой большой критикой является постоянная реклама гоночного симулятора «PlayStation». Снова и снова зрителю вбивают, что это не игра, а симулятор.
Гоночные сцены в фильме и визуально ошеломляющие аварии по-прежнему получают самые высокие оценки, но они не могут угнаться за гоночными сценами из «Ле-Мана 66». Чтобы сделать действия на трассе более динамичными, между разными сценами есть поспешные переходы туда и обратно, которые, безусловно, могут сиять творческими перспективами камеры. Но прыжки отрывают зрителя от гоночных битв.
Одной из проблем может быть то, что фильм пытается угодить всем, но в итоге идет на столько компромиссов, что никто не доволен. Потому что остается неясным, на кого в конечном счете нацелен фильм. Любители автоспорта будут возражать против искажения очевидных фактов. Или наложение видеоигры на настоящие гоночные сцены.
Например авария Марденборо на Нюрбургринге отнесена к началу его карьеры, но на самом деле это произошло только в 2015 году — через два года после его подиума в Ле-Мане (в классе LMP2, кстати, не в общем зачете), которым заканчивается фильм. Кроме того, Марденборо был не первым победителем «GT Academy» (это был Лукас Ордонез в 2008 году), а третьим в 2011 году.
С другой стороны, для основной киноаудитории сюжет слишком скучен, потому что он, возможно, слишком основан на реальности. Марденборо не стал чемпионом мира Формулы-1 и не родился в трущобах, хотя британский рабочий класс не пикник для подростков. Но это не экстраординарное восхождение, как «Миллионер из трущоб».
Есть, конечно, и любовная история (вымышленная) в лучшем голливудском стиле, наложенная на события, но и она не может особо убедить экспертов. Суть в том, что оценка средняя. Фильм не делает ничего плохого, но и правильного мало.
Также стоит отметить, что сценариев к фильму уже было множество, ведь «GT Academy» снимали уже десять лет. Сценарий, который сейчас, наконец, был снят, и считается самым реалистичным. Любой, кто надеется пойти по пути Марденборо после фильма, уже так не сможет: «GT Academy» была закрыта в 2016 году.
«Учитывая скучный исходный материал, в нем достаточно веселья и хорошей визуальной согласованности». — пишет inews.co.uk.
«Возможно, этот фильм смирился бы с тем, что его назвали третьим лучшим фильмом года о спортивных успехах. Общее ощущение того, что все не слишком захватывающе, пронизывает этот кинематографический сгусток корпоративной синергии», — Wall Street Journal.
«Вы когда-нибудь смотрели гонки по телевизору? Вы когда-нибудь смотрели более часа? Вы когда-нибудь смотрели 135 минут — добровольно? В «Gran Turismo» все точно так же — машины едут по кругу», — San Francisco Chronicle, судя по всему, редактор явно не фанат автоспорта.
«Не совсем понятно, что фильм пытается сказать об отношениях между симулятором и реальностью: если практической разницы мало, зачем рисковать травмой или смертью?», — The Age Australia.
«Фильм может показаться скопированным, но как опыт он весьма впечатляет. Отметим звуковое и визуальное зрелище, которое ставит вас на место гонщика, как и геймера», — Financial Times.
«Gran Turismo» — это элегантный, обязательный к просмотру элемент кросс-рекламы — прославленный рекламный ролик с настоящей, приятной публике мощностью под капотом», — IGN Movies.
«Не чемпион, но явный претендент», — Hollywood Reporter.
«Фильм затрагивает многие аспекты жизни, большие и маленькие, и Бломкамп поддерживает динамичное развитие сюжета», — Deadline Hollywood Daily.
«Gran Turismo» воспользовался возможностью и в этом году представил клише таких фильмов, как «Барби» и «Воздух», которые показали зрителям, что фирменные фильмы не обязательно должны быть обыденными», — Associated Press.
«Gran Turismo» слишком уныл, рассеян, отрепетирован и просто не имеет достаточно топлива, чтобы заработать место на подиуме», — AV Club.
«Этот рекламный ролик видеоигры, основанный на реальных событиях, ничего не делает, кроме как ездит по кругу», — The Messenger.
«Основная причина, по которой «Gran Turismo» хорош, заключается в том, что он быстро выходит за рамки своих истоков из видеоигр и превращается в стандартный фильм о гоночных машинах», — TheWrap.
«Слишком многое теряется в размытом монтаже восходящих сцен, когда Бломкамп беспечно крадет целые картины из репертуара Майкла Манна…» — Daily Telegraph.
«Позор тебе, Sony», — London Evening Standard.
«В разгар корпоративного продвижения продукта Бломкамп и его сценаристы создают гуманную историю проигравшего, дополненную солидными гоночными сценами для дополнительных острых ощущений», — The Film Verdict.
«Ничто не кажется реальным или осязаемым. Кто-то может возразить, что это делает игру лучше, но тогда зачем идти в кинотеатр, если можно просто остаться дома и посидеть за геймпадом?», — The Independent.
«Фильм сам по себе можно рассматривать как симулятор, который имитирует дружественное зрителям безумие спортивной драмы, но в ней не хватает сердца и души», — Screen International.
«В фильме есть спонтанная человеческая элегантность, а гоночные сцены, которые доминируют в нем, рассказывают реальную историю, потрясающе сняты и отредактированы», — Variety.
«Gran Turismo» — это то, что происходит, когда талантливые кинематографисты берутся за абсурдные проекты и делают отличную работу», — indieWire.
«Это симулятор кинотеатра, на машине практически нет человеческих отпечатков пальцев», — The Guardian.
«Помимо великолепных гоночных сцен, фильм настолько банален и скучен, что исходный материал кажется очень слабым», — The Daily Beast.