Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский родился в 1837 году в Нижнем Новгороде. Настоящая фамилия его Дмитриев, прозвище Оренбургский было принято им позднее для отличия от художников-однофамильцев.
Его детство прошло в небольшом имении родителей в Оренбургской губернии. Его отец, майор Корпуса инженеров путей сообщения, собирался сделать сына офицером. Семья переселилась в Петербург, Николай начал готовиться к поступлению юнкером в гвардейские сапёры. Но знакомый отца, полковник Н.К.Зацепин, заинтересовался рисунками юноши и представил молодого Дмитриева вместе с его работами ректору Академии художеств В.К.Шебуеву, который посоветовал юноше серьёзно заняться искусством. Уговорив родителей с помощью Шебуева и Зацепина, Николай поступил учиться в Академию художеств, в класс Ф.А.Бруни.
Круг интересов Дмитриева в живописи был вне интересов в работе над историческими темами. Его увлекала современная жизнь, альбомы заполнялись бытовыми сценами Петербурга.
В начале 60-х годов Дмитриев стал работать иллюстратором. Художник иллюстрировал произведения Некрасова, затем Тургенева
В 1863 году, протестуя против заданной Академией темы, он в числе тринадцати конкурентов подал заявление об отказе от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и вместе с ними вышел из Академии. "Отказники" создали свою Художественную артель. Дмитриев принимал активное участие в делах Художественной артели, каждое лето отправлялся в русские деревни на этюды. И.Е.Репин в своих воспоминаниях рассказывает:
"Иногда артельщики селились на лето целой компанией в деревне, устраивали себе мастерскую из большого овина или амбара и работали здесь всё лет. В такой мастерской была сделана лучшая вещь Дмитриева - "Утопленник в деревне".
В картине представлено событие, не на шутку встревожившее крестьян, - река принесла утопленника. На место происшествия прибыл становой пристав. Положив бумагу на спину мужика, он пишет протокол. Сотский с бляхой на груди, испуганно скинув шапку, даёт показания. Молчаливые и настороженные стоят вокруг крестьяне. Один из них, видно только что лазил в воду, доставая утопленника: рукава его рубахи засучены, штаны подвернуты выше колен. Двое стариков боязливо держатся в стороне. У ног их догорает костер. Волостной писарь, осторожно наклонившись, закуривает от уголька.
Репин отмечал, что в картине "кругом совсем живые люди, крестьяне, необыкновенно хорошо написанные и нарисованные". Третьяков для своего собрания заказал художнику копию.
Делая акцент на изображении крестьян, художник построил композицию таким образом, чтобы утопленник не привлекал особенно большого внимания. Фигура мужика на первом плане почти закрывает его тело, видны только ноги. О личности утопленника художник не рассказывает ничего. Лишь одна деталь даёт повод к предположениям. В руке стоящего впереди крестьянина чуть виднеется край шинели утонувшего, на воротнике которой солдатская петличка.
Общее тревожное настроение в картине Дмитриев усилил ненастным пейзажем. Холодный день северного лета. Серые тучи, затянувшие небо, предвещают дождь, и только над самым горизонтом светится чистая полоска. Мрачно темнеет лес на дальнем берегу. Медленно несёт свои свинцовые воды река...
Окрыленный успехом, молодой художник исполнил в конце 60-х годов ещё ряд полотен на тему крестьянского быта. Сохранилась лишь одна картина - "Деревенский разносчик". Художник представил явившегося в село торговца. Его ручная тележка стоит возле избы. Вокруг собрались женщины. Одна из них присела на дорогу и примеряет новые чеботы, другая с восхищением разглядывает серьги, третья интересуется качеством привезенного ситца. А сам торговец уже отмеряет купленную материю. Рядом разыгралась весёлая сценка: старуха укоряет разборчивую деревенскую модницу, которой не нравятся новые бусы. Живопись этой картины более звучна и богата, чем в "Утопленнике...". Художник вводит яркие цвета национальных одежд: красный, синий, белый, но искусно избегает излишней пестроты. Он не стремится приукрасить жизнь, показать её эффектно, он добивается лишь правдивой передачи действительности. С большим знанием изображены и народные костюмы, и избы, крытые соломой, и широкая деревенская улица.
В 1869 году Дмитриев-Оренбургский был прикомандирован, как художник к великому князю Николаю Николаевичу Старшему и вместе с ним проехал по югу России и Кавказу. Художник исполнил много зарисовок, из которых был составлен альбом. Альбом понравился князю, который желая отблагодарить Дмитриева-Оренбургского (далее сокращенно Д-О), добился его посылки за границу как пенсионера на казенный счет. Согласие Д-О на эту поездку вызвало осуждение И.Н.Крамского, считавшего этот поступок изменой в пользу Академии. Но на общем собрании члены Артели решили, что поездка Д-О не противоречит уставу. Крамской же вышел из Артели, к тому времени уже накопились внутренние противоречия.
В 1871 году Д-О уехал в заграничную пенсионерскую командировку сроком на три года. Но и в Германии он писал картины на тему жизни крестьянской Руси. Картины покупались в немецкие частные собрания и сейчас их местонахождение неизвестно.
С 1875 года Д-О переселился в Париж, где вскоре его картины приобрели известность и регулярно выставлялись в Салоне.
Продолжая интересоваться русским народным бытом, Д-О с 1876 года каждое лето выезжал в Россию, где собирал по деревням материал для будущих картин, местонахождение большинства которых неизвестно, остались подготовительные рисунки.
В 1879 году художник окончил "Пожар в деревне". Верно и живо показано в картине бедствие. Огонь приближается с дальнего конца села, где словно свечи горят несколько домов. На крышах ближних изб тлеет солома. Крестьянин с ведром воды, взобравшись наверх, заслоняет рукой лицо от искр. Другой мужик сбивает топором куски дымящейся кровли. Люди выводят из горящих изб детей, стариков, выносят свой скарб. Из сараев выгоняют скот. Плачут в отчаянии женщины. На лицах старших ребят забота и страх, малыши не понимают общего волнения.
Искусствовед В.С.Матафонов в своём очерке о творчестве художника подчеркивает правдивость раскрытия чувств, превосходное знание крестьянского быта, особо отличающую эту картину.
В конце 1870-х бытовую тему Дмитриева-Оренбургского сменяет тема русско-турецкой войны. Художник получает государственный заказ - серию полотен для военной галереи Зимнего дворца. Он посетил Румынию, Болгарию, стремился исторически достоверно передать события 1877-78 гг., консультировался с генералом М.Д.Скобелевым. В его распоряжении были образцы оборудования сражавшихся армий. Он также поддерживал тесную связь с В.В.Верещагиным, привезшим с войны коллекцию одежды и оружия.
В 1880-х годах Д-О исполнил лучшие батальные полотна "Бой на Систовских высотах", "Переправа русских войск через Дунай", "Атака Зеленых гор", "Взятие Гривицкого редута".
Эти полотна заслужили одобрение В.В.Верещагина, человека на похвалу весьма скупого.
"Я уверенно продолжаю думать, - писал Дмитриев-Оренбургский в одном из своих писем, - что я по призванию своему жанрист и что обстоятельства только и совершенно случайно сделали из меня баталиста". И это подтверждается выставками в 1880-е годы и картинами "Около деревни", "Встреча", "Крестьянская девушка".
В 1885 году Д-О вернулся из Парижа в Петербург. Большую часть времени у него занимали батальные полотна. Несмотря на то, что Дмитриев-Оренбургский не был связан с передвижниками, он подобно им создал произведения, реалистические по своему характеру, проникнутые чувством любви к народу.
Источник: материалы искусствоведа В.С.Матафонова о творчестве художника Дмитриева-Оренбургского.
🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.