Казалось бы, когда речь идет о войнах, то всегда не передний план выходят количественные статистики личного состава, техники и оборудования. Еще рассматривают успехи и провалы в тактике и стратегии, приведшие к победам/поражениям.
Но датский военный эксперт Карл Гамильтон в своем материале затрагивает такую не менее, если не наиболее важную тему, как наличие ресурсов и умение воюющих сторон наиболее грамотно ими распорядиться.
Давайте познакомимся с его анализом на примере Второй мировой войны.
Карл Гамильтон, Дания
Вторая мировая война - полезные ископаемые и управление ресурсами
Точно определить, сколько ресурсов было у каждой страны во Второй мировой войне, не совсем просто, но я часто слышу, что, например, в Германии не хватало стали, а в СССР ее было в избытке. Я хотел показать некоторые оценки фактической доступности ресурсов во время Второй мировой войны и рассказать о том, как эти ресурсы использовались разными странами.
Для начала я приведу некоторые данные оригинального исследования Британской глобальной службы минералов за 1938 год. Это дает мне данные за 1935–1937 годы.
Во-первых, давайте поговорим об алюминии. И Великобритании, и СССР пришлось прибегнуть к изготовлению деревянных самолетов во время Второй мировой войны из-за нехватки алюминия, который является гораздо более редким металлом, чем можно было бы подумать, учитывая, насколько он распространен сегодня. В 1930-е годы это не было обычным явлением. На следующей диаграмме показаны основные производители алюминия, имеющие отношение к Европейскому театру.
Как видим, в этом ценном металле Германия превзошла даже СССР и Великобританию вместе взятые. При этом США едва ли были крупнейшим производителем в мире. Однако, поскольку во время войны промышленность Франции и Италии находилась под контролем Германии, то в их распоряжении была крупнейшая алюминиевая промышленность в мире. Кроме того, в 1941 году СССР потерял большую часть своих промышленных мощностей.
Далее идет сталь. Не каждая страна в равной степени богата железной рудой, которая, как предполагается, очень необходима для производства стали. Многие второстепенные страны внесли свой вклад в поставку дополнительной железной руды, особенно США, которые получили почти всю железную руду, добытую в Южной Америке, в дополнение к своим собственным обширным запасам железа.
Как мы видим, в 1937 году США произвели просто колоссальное количество стали, а СССР по стали уступал Германии, а по железной руде - и Франции, и Великобритании.
Представление о том, что у СССР было много ресурсов только потому, что страна была большой, просто неверно. Для тех, кому интересно, производство стали в США увеличилось примерно на 50% во время Второй мировой войны, примерно до 70 миллионов к 1945 году. В то время как советское производство стали сократилось до 11 миллионов, потеряв около 36% своего производства из-за опустошения, вызванного вторжением стран Оси.
Во время Второй мировой войны и страны Оси, и западные союзники имели значительно больший доступ к стали, чем СССР. В 1942 году доступная сталь почти наверняка была намного ниже, чем в 1945 году, когда СССР вернул своей территории и отстроил производство.
Я бы показал вам красивую гистограмму добычи нефти, но это не имело бы особого смысла. Соединенные Штаты Америки добыли столько нефти, что она просто затмила бы всех остальных. Вместо этого я просто дам вам цифры здесь:
1937 Годовой объем производства сырой нефти в британских длинных тоннах.
- Британская империя 5.860.000
- Германия 444.891
- Ирак 4.188.000
- Польша 496.000
- Румыния 7.040.000
- США 172 656 000
- СССР 27.380.000
- Всего в мире 279 000 000
Я думаю, что значение Румынии во Второй мировой войне в значительной степени упускается из виду. Румыния предоставила Германии больше нефти, чем вся Британская империя могла предоставить Великобритании, которой, к счастью, помогали США. Даже если бы немцы захватили ближневосточную нефть, это также ничуть не повредило бы союзникам в их снабжении нефтью. Кроме того, ее не хватило бы и для снабжения немецкой военной машины. Ближний Восток в этот момент просто не производил столько нефти. В то время, как советские нефтепромыслы были единственными в мире по объемам, приближающимся по масштабам к американским.
Дело не в том, что в нескольких местах нефти было не намного больше. Просто страны еще не поняли, насколько важна добыча нефти, и пройдет несколько лет после Второй мировой войны, прежде чем начнутся крупномасштабные неамериканские или несоветские нефтяные операции.
Давайте кратко поговорим об управлении ресурсами. И если вы меня вообще знаете, вы знаете, какое оборудование мы будем использовать для этого примера. Правильно, танки.
Мы установили, что в действительности основной ресурс для строительства танков, сталь, действительно был гораздо более доступен для Германии и даже Великобритании, чем для СССР.
Так почему же Германия не произвела больше танков? Не то чтобы они были им не нужны, а в 1941-середине 1944-го и горючего хватало. Как СССР мог производить больше танков, чем кто-либо, имея меньше ресурсов?
Чаще всего мы говорим о качестве советской продукции, но Т-34 был тяжелее и потреблял больше ресурсов, чем, например, Panzer IV. Однако промышленные технологии в СССР были намного лучше, чем в Германии, почти во всех отношениях. Когда советская продукция была «низкого качества», это обычно происходило потому, что это был способ ускорить производство или сэкономить материал. Не потому, что в СССР не понимали хороших инженерных принципов.
Если посмотреть на картинку выше, то мы видим завод Henshell, производящий танки Tiger. Вы видите здесь проблему? Ну во-первых, там всего одна линия сборки. Во-вторых, где конвейер? Ремни? Мостовые краны? На самом деле их не так много. Немецкие танки в значительной степени были практически «ручной сборки». Сколько времени уходило на постройку немецкого танка с такими же ресурсами, как у советского танка?
Вот малоизвестный факт о немецком танкостроении, который, должно быть, приводил в бешенство.
Высококвалифицированные рабочие Henshell построили партию танков Tiger, скажем, в количестве 12–24 машин. Затем они пересмотрели свои процессы и поняли, какую часть танка можно улучшить.Поэтому для следующей партии они немного подкорректировали всё, что им не нравилось, и сделали следующую партию немного лучше и с небольшими корректировками...
Однако на практике это означало, что к концу войны существовало около 100 базовых версий танка «Тигр», который на бумаге мог называться «Тигр 1Н», но на самом деле имел несовместимые запчасти, каждая партия могла иметь запасные части, которые были уникальными для этой партии, и не существовало сборочной линии для массового производства этих запасных частей. Это означало, что немецкие танки иногда приходилось отправлять обратно в Германию с линии фронта, чтобы решить проблему, потому что инженерам приходилось переделывать деталь, которой не было в производстве.
Вы можете видеть, что это не годилось для массового производства танков, и почему немецкие танки были заведомо ненадежными. К ним почти всегда не хватало запчастей. В отличие от этого, у СССР было всего 5 основных версий Т-34, и все они имеют большое количество общих деталей даже с машинами, не относящимися к серии Т-34.
Под Курском один Т-34 успел пять раз повредиться, отремонтироваться и вернуться в строй, что всегда странно для людей, которые 5 раз посчитают его в списках потерь с пометкой «уничтожен или поврежден».
Советский стиль производства со времен Второй мировой войны и до конца холодной войны сводился к тому, чтобы в войсках всегда была достойная техника, что означает сосредоточение усилий на ее производстве.
Вторая мировая война показала, что вы можете иметь высококвалифицированную рабочую силу, большое количество ресурсов, высококачественную продукцию, но всё равно проигрывать, потому что вы не в состоянии обеспечить достаточное количество продукции полевым силам, чтобы они могли ее реально использовать.
Конечная проблема «мало, но хорошо» заключается в том, что враг всегда может просто обойти ваше абсолютное оружие, если у вас есть только несколько образцов этого "супероружия".
Мы не говорили об участии Альберта Шпеера в развитии промышленности Германии, который постепенно улучшал ее способность к массовому производству, хотя было уже слишком поздно. Мы также не говорили о массовых растратах немцами ресурсов на проекты Wunderwaffe и такие вещи, как Maus и King Tiger. Но этот пост и так уже довольно длинный...