Найти в Дзене
История культуры СССР

Шолохов и жена наркома Ежова. Короткий роман в отеле "Националь"

История обеда в отдельном номере гостиницы "Националь" писателя Шолохова с Евгенией Хаютиной ( Геней Фейгенберг), женой наркома Ежова, дошла к нам по показаниям Зинаиды Гликиной. Зина была подругой Евгении. В тот злополучный день она ночевала на даче Ежовых. Нарком приехал поздно, но пригласил дам поужинать с ним. В процессе Николай Иванович довольно быстро "набрался", но все доел. Потом встал из-за стола и спросил свою жену: - Ты с Шолоховым жила? Последовал отрицательный ответ. Тогда Ежов достал из портфеля какие-то бумаги и предложил их прочесть. Предложил - это мягко сказано. Он их почти бросил в лицо. При чтении Евгения побледнела и у нее затряслись руки. Потом Ежов вырвал бумаги и бросил подруге, предлагая ознакомиться и ей. Особо сочные места были подчеркнуты. Из того, что Зина успела прочесть она поняла, что это была стенограмма интимной встречи Ежовой - Хаютиной с писателем и депутатом Шолоховым в его номере "Националя". Прочесть все Гликина не успела, пришлось спасать подр

История обеда в отдельном номере гостиницы "Националь" писателя Шолохова с Евгенией Хаютиной ( Геней Фейгенберг), женой наркома Ежова, дошла к нам по показаниям Зинаиды Гликиной. Зина была подругой Евгении. В тот злополучный день она ночевала на даче Ежовых. Нарком приехал поздно, но пригласил дам поужинать с ним. В процессе Николай Иванович довольно быстро "набрался", но все доел. Потом встал из-за стола и спросил свою жену:

- Ты с Шолоховым жила?

Последовал отрицательный ответ.

Михаил Шолохов / Евгения Хаютина - Ежова
Михаил Шолохов / Евгения Хаютина - Ежова

Тогда Ежов достал из портфеля какие-то бумаги и предложил их прочесть. Предложил - это мягко сказано. Он их почти бросил в лицо. При чтении Евгения побледнела и у нее затряслись руки. Потом Ежов вырвал бумаги и бросил подруге, предлагая ознакомиться и ей. Особо сочные места были подчеркнуты. Из того, что Зина успела прочесть она поняла, что это была стенограмма интимной встречи Ежовой - Хаютиной с писателем и депутатом Шолоховым в его номере "Националя". Прочесть все Гликина не успела, пришлось спасать подругу. Николай Ежов начал избивать жену. И в какой-то мере понять его можно. Проблема усугублялась тем, что сделать ничего Шолохову нарком госбезопасности не мог. Писатель уже дважды (!) выставил его в весьма неприглядном свете перед Сталиным.

Кто не в курсе - напомню. В начале осени 1937 писатель вытащил из застенков Ежова двух руководителей своего района. Произошло это после того, как комиссия НКВД, направленная в район по личному указанию Николая Ежова признала, что арестованные - враги народа, а сам писатель находился под их влиянием. В ходе личной аудиенции у Сталина Шолохов докажет обратное.

Зимой 1938 пройдут уже за самим Шолоховым. Вернее придёт один - следователь Погорелов. Он предъявит ордера на обыск с арестом и предложит знаменитому писателю.... бежать в Москву к Сталину. Объяснит ситуацию той ночи тем, что выполняет личное распоряжение Первого секретаря Ростовского обкома партии Евдокимова. Инициатива ареста его. А персек друг наркома НКВД Николая Ивановича Ежова.

Ефим Евдокимов / Николай Ежов
Ефим Евдокимов / Николай Ежов

Через несколько дней Бюро Ростовского обкома ВКП(б), в полном составе, встретится в кабинете Сталина с Шолоховым и Погореловым. Вождь попросит чекиста с писателем изложить их версию событий. Что они и сделают. Затем спокойно покинут кабинет.

Первый секретарь Ростовского Ефим Евдокимов будет освобожден от занимаемой должности. Сначала его назначат заместителем наркома водного транспорта СССР. Т.е. в наркомат, который через несколько месяцев возглавит Николай Ежов. Ну, а дальше он пойдет во след за своим другом-начальником. Кстати, у Ефима Евдокимова был орден боевого Красного знамени из первой десятки. Еще и по этой причине герой гражданской войны считал себя непотопляемым. Никого не щадил злодей Сталин. Даже героев гражданской войны.

Гостиница "Националь" в 60-ые - начало 70-ых годов XX века.
Гостиница "Националь" в 60-ые - начало 70-ых годов XX века.

Было ли то свидание в номере отеля "Националь" на самом деле и было ли оно единственным мы не узнаем. Читатели догадываются как на Лубянке получали показания. Гликина могла и еще не такое написать под давлением. Однако, если та встреча между Шолоховым и Хаютиной случилась, то вопрос - зачем им это было нужно? Вот вопрос.... шекспировский!

Как бы то ни было, но Евгения Хаютина-Ежова закончила жизнь самоубийством в апреле 1939 ( по другим данным в ноябре 1938 года) за несколько дней до ареста мужа Николая Ежова. Михаил Шолохов переживет ее на 45 лет и уйдет из жизни в 1984 в родном доме станицы Вешенская.

Статьи по теме:

Не забывайте ставить Лайки статье!