У меня было несколько статей про отель "Националь" - один из символов светско-советской Москвы. Возможно читатели помнят про торты для Михаила Светлова, про Джейн Фонду и Роже Вадима разбуженных грохотом танков, а также несложившуюся любовь с французской киноактрисой у Льва Прыгунова и, наоборот, сложившуюся у Владимира Высоцкого?
Ссылки на эти материалы дам в конце, а сегодня новые истории.
Первый посол США в СССР Уильям Буллит, до того как получил официальную резиденцию Спассо-Хаус, жил именно в "Национале". Там же разместились и другие высокопоставленные американские дипломаты. А что, это было очень удобно - посольство США в соседнем здании. ( Кто не знает, теперь в этом доме главный офис "Афк-система", до него был "Интурист").
Так вот, посол Буллит предпочитал приглашать на работу холостых дипломатов. Зачем? Москва - город невест. Статусных! Балерины Большого театра, как правило, время между репетициями и спектаклями проводили в "Национале" и американском диппредставительстве, перемещаясь из ресторана в номера и кабинеты. Трудно поверить, чтобы в то время НКВД не замечали этих перемещений. Если в оттепельные хрущевские годы плотно следили за Ив Монтаном, то что говорить про начало эпохи "большого террора".
Кстати, про Монтана. Во все свои приезды он останавливался в "Национале". В наше время достоянием гласности стал отчет сотрудника КГБ. В нем канцелярским языком описывается посещение Монтаном ресторана этой гостиницы. Компанию Иву составили: художник Збарский и его супруга Регина, кинодокументалист Василий Катанян ( муж Лили Брик) и переводчик. Было заказано 4 порции стерляди, 5 порций паюсной икры, бутылка коньяка "Самтрест", 2 полусухого "Советского" шампанского. Такой легкий ужин после посещения Большого театра растянулся на 2 часа. Затем Регина Збарская проследовала в номер к Иву Монтану, где пробыла 3 часа. Что происходила в номере сотрудник ГБ не сообщает, наверняка за "прослушку" отвечал иной отдел.
В гостях у другого знаменитого француза побывал советский режиссер Сергей Параджанов. Другой - это модельер Ив Сен Лоран. Знатоки русской и французской культуры должны знать, что ни Сергей, ни Ив не отличались строгостью нравов. Остальные сейчас догадались о чем я... Да-да, вы правильно подумали. Так вот, войдя в номер, Параджанов сделал вид, что у него в карманах плаща пистолеты и он симитировал одновременную стрельбу из них по Сен Лорану. С учетом того, что знаменитый модельер впервые видел русско-армянского режиссёра с его колоритной внешностью, то его чуть "кондратий не хватил". Во Франции - то стреляли по-настоящему.
Сделаю небольшое отступление. Актер Саша Абдулов любил хвастать своей дружбой с Сен Лораном. Эта слабость свойственна актерской профессии. Однако главным другом Ива в СССР считался главред "Правды" Виктор Афанасьев. Товарищ он был примечательный во многих отношениях. Знатоки светской жизни того времени считали его главным плейбоем Союза. Подтверждений тому немало. Обшивал его, кстати, Слава Зайцев. Обшивал на дому. Субботним утром, горожане могли видеть Славу, спешащим от метро Кунцевская в тот самый "ондатровый заповедник". Не исключено, что главный кремлевский журналист, и познакомил двух величайших модельеров XX века.
Я отвлекся. Говорят, что в качестве компенсации Параджанов подарил альбом своих работ. В них были коллажи. На одном знаменитый француз был изображён "в чем мать родила", но его элегантно окружали кусочки парчи, шелка, муара. Это Параджанов назвал "Фантазией". Следующий коллаж - Сен Лоран из ложи смотрит "Травиату", но уже одетый. Далее шли такие темы из парчи и шёлка: "Эйфелева башня влюблена в Сен Лорана", "Ив забыл дома зонтик", "Ангелы танцуют с Ивом". Подарок понравился французу, он увез его в Париж.
Завершу статью описанием как отдыхал Большой театр в "Национале" осенью 1942 года. Пару раз в месяц певицы одевали вечерние наряды, мужчины, само собой, костюмы. В отдельном кабинете "Националя" для них накрывался стол. Из закусок были: икра со свежими огурцами, семга, лососина, салаты на выбор. Вина - красные и белые. Борщ со сметаной, причем сметана без ограничений. На второе - рыба с соусом и птица - дичь. На десерт запечённые фрукты под малиновым сиропом. Напомню, это осень 1942 года. Идёт война. Анна Андреевна в Ташкенте получает двойную порцию талонов на питание и ей завидует вся эвакуированная интеллигенция. Про Ленинград молчу. А тут такое! Видимо советская власть ооочень любила Большой театр, если вот так его кормила. Только никто из артистов не вышел на защиту той власти, когда пришел момент. Увы. В этом суть всей "творческий интеллигенции" ( на мой субъективный взгляд).
Хотите продолжить тему "Националя"? Тогда ставьте Лайки под статьей.
Статьи по теме: