Найти тему
Краснодарские Известия

Владимир Архипов - о любимом микрорайоне, старом жилом фонде и тонкостях подготовки кадров

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Краснодар продолжает расти, люди - переезжать. Многоквартирные дома возводятся во всех городских округах. При этом, к счастью, времена, так сказать, музыкальных микрорайонов, то есть хаосной застройки «кто во что горазд», прошли. Раньше был подход - строим в поле микрорайон, а дальше - неважно. Сейчас Генплан предполагает, к примеру, возведение подъездных путей. Теперь район - это не просто дома в поле, это еще и инфраструктура.

«В старом жилфонде все такое… родное»

- Владимир Олегович, вы коренной краснодарец. Помните город вашего детства? В каком бы хотели жить сейчас: в прошлом или сегодняшнем Краснодаре?

- Воспоминания о детстве и Краснодаре прошлого века, безусловно, самые теплые. С 1985 года мы с родителями жили в Фестивальном микрорайоне на Атарбекова. Сегодня я тоже живу на этой улице. Наверное, это о чем-то говорит. Мне нравится этот район, построенный в советское время. Он комфортный. В нем все упаковано. Этот принцип мы используем и сегодня, именно к этому пришли, вернулись, можно сказать. Я имею в виду комплексную застройку территории. И Фестивальный микрорайон - яркий тому пример. Там стоят разные многоквартирные дома: и пятиэтажки, так называемые хрущевки, и девятиэтажки. Сейчас район разросся за Яна Полуяна в сторону аэродрома. И там ЖК уже в двенадцать этажей и выше.

В советское время в Фестивальном построили поликлинику №9, школу №42, в которой я учился. Выходил в детстве из подъезда и буквально через сто метров попадал в школу. Рядом - школы №18 и 64. Несколько детских садов с одной стороны Атарбекова, несколько - с другой стороны. В школах - спортивные залы. Конечная остановка общественного транспорта возле Водолечебницы, которую мы сохранили. Автобусы, троллейбусы, недалеко, на пересечении Гагарина и Каляева, в пешей доступности есть трамвай.

В общем, вся инфраструктура в наличии. В нашем микрорайоне людям всегда было комфортно и удобно жить. Повторюсь, именно поэтому мы и пришли на сегодняшний день к этим принципам в микрорайонах новой застройки. Мне нравится старый жилой фонд, несмотря на то, что в советских нормативах были свои изъяны: маленькая квадратура кухонь, да и в целом небольшая площадь квартир, но это такое… родное.

Несмотря на то, что многие считают, что городу не хватало размаха, при низкой интенсивности дорожного движения улица Атарбекова уже тогда закладывалась как четырехполосная. То есть планировалась серьезная улично-дорожная сеть. Как-то я наткнулся в интернете на фотографии застройки Фестивального микрорайона 1979 года, где запечатлели пересечение улиц Атарбекова и Тургенева, когда строился универмаг «Фестивальный», сквер Тургеневский. Уже там виден масштаб задуманного.

Кстати, в Фестивальном всегда были самые дорогие квартиры. Это к вопросу о его популярности у жителей. Еще один плюс микрорайона - пешая доступность центральной части города. Если вы не имеете возможности добраться до центра на общественном транспорте, то за 20-30 минут пешком дойдете до Красной. Какой еще район может этим похвастаться? Кроме самого центра города, конечно.

Я вот вспоминаю, что когда учился в политехе, в Краснодаре шли бешеные снегопады в период с 2000 по 2005 годы, и мы пешком ходили с Атарбекова напрямую через «Аврору» до института на Московской. Кстати, тогда никто не кричал, не жаловался, ногами не топал, почему транспорт не может проехать в такой снегопад. Все понимали, что столкнулись с аномалией и спокойно шли пешком. Для нас это было нормально.

«Это наша работа, будем исправлять»

- Сегодня действительно много говорится о комплексном развитии территорий в противовес точечной застройке. Однако как исправить ошибки прошлого?

- Конечно, неприятно попадать в районы, где развитие дорожно-транспортной инфраструктуры не поспевало за бурным многоэтажным строительством. Однако в последние годы мы прикладываем большие усилия, чтобы с помощью федеральных, краевых субсидий, с участием застройщиков развивать улично-дорожную сеть. Думаю, в ближайшие 3-5 лет мы эту ситуацию исправим. Есть целый ряд проектов, которые мы для этого разработали. Ну, в первую очередь, конечно, это касается болевых точек. Северо-восточная часть города, новая застройка в Гидрострое, в районе Западного обхода. Это наша работа, будем исправлять.

- Владимир Олегович, а вы чувствуете себя созидателем нового Краснодара?

- Безусловно. Особенно учитывая то, что я начал работать в дорожной сфере нашего города в муниципальном учреждении «Служба заказчика» с 2006 года. То есть более 17 лет занимаюсь дорогами, транспортом, а теперь еще и строительством. Эти направления, конечно, все взаимосвязаны. Конечно, когда начинал свой профессиональный путь, такого бурного развития новых спальных районов не было. Везде были раскинуты поля.

- Когда готовилась к нашему с вами разговору, я запланировала вопрос о вашем любимом городском микрорайоне. Но вы уже ответили на этот вопрос. Фестивальный микрорайон вы считаете самым правильным с точки зрения застройки. Тогда скажите, а какой из современных микрорайонов стремится к идеалу?

- Из современных, если не ошибаюсь, первыми начали делать комплексную застройку в ЖК «Панорама» на Восточно-Кругликовской. При его строительстве одновременно возводили детские сады, прокладывали инфраструктуру, обустраивали зеленые зоны, игровые площадки и так далее. Он и сейчас смотрится эффектно, особенно рядом со стадионом «Краснодар». Пример сегодняшнего дня - ЖК «Родные просторы» в Знаменском: большой парк, детский сад, школы. На Западном обходе также строится новый микрорайон по принципам комплексной застройки. Мы уже несколько лет работаем с застройщиками в плане совершенствования инфраструктуры и доступности транспорта.

«Готовить ребенка к будущей профессии надо с начальной школы»

- Насколько высок сейчас дефицит на рынке строительных кадров, если ли отток профессионалов?

- Не сказал бы, что есть отток. Но определенная нехватка узконаправленных специалистов есть. И не только в сфере строительства, в транспортной и дорожной тоже. К примеру, в городе огромная нехватка водителей. В трамвайно-троллейбусном управлении порядка 40% - недокомплект кадров. Не хватает как рабочего персонала, так и управленцев. Надо, конечно, принимать определенные меры, наращивать количество специалистов. Со своей стороны мы постоянно ведем диалог со строительными компаниями, Союзом транспортников, дорожников Кубани. Усилия предпринимаются и в части совершенствования учебной базы.

- Наверное, здесь еще должна быть связка со сферой профессионального образования. Мы можем посоветовать ребятам, которые заканчивают 9-й или 11-й классы, поступать на дефицитные для нашего региона и города специальности. Обратить внимание на строительную, дорожную, транспортную отрасли.

- Безусловно. Однако думается, что на такие вещи нужно обращать внимание с самой начальной школы. Начинать преподавать профориентирование как можно раньше. Рассказывать о профессиях, организовывать экскурсии на предприятия. Чтобы ребенок мог поставить себе цель. Когда школьнику объяснят хотя бы основные тезисы, покажут, как работать тем же мастерком, тогда, уверен, он поймет, для чего ему необходимо изучение алгебры, геометрии, черчения.

И кстати, уяснит, для чего ему такой предмет, как русский язык. Ведь часто дети задаются вопросами: мол, зачем мне тот или иной предмет. А мы в нашей работе постоянно сталкиваемся с тем, что тот или иной сотрудник не может правильно составить какой-то документ, хотя бы написать его грамотно без ошибок. Или когда не может произвести элементарные математические расчеты. Знаете, это очень печально.

Радует, что многое то полезное, что было в советской школе, начинает возвращаться. Двадцать лет назад, когда мы учились в вузах, случился бум на экономистов, юристов, менеджеров, а мы в это время искали, где пройти производственную практику. Сейчас, к примеру, наш департамент транспорта и дорожного хозяйства полностью открыт для студентов и ежегодно приглашает их для прохождения производственной, преддипломной практики. А ребят идет мало. Не знаю, почему. Причем тем для курсовых и дипломных работ у нас масса, инновационных, современных, интересных тем.

«Сложилась серьезная команда из крупных застройщиков и власти»

- Строительный сектор - весомая часть экономики города. Есть ли риски, что этот сектор начнет сворачиваться, уменьшаться в ближайшее время? Или пока никаких показателей к этому мы не видим?

- Рисков на сегодня я не вижу. Учитывая, какой личный контроль и поддержка идет со стороны губернатора и главы города, а также то, что сформировался серьезный пул ответственных, профессиональных строительных компаний, которые занимаются именно комплексной застройкой территорий, применяют новые методы, технологии, финансовые инструменты. У нас сложилась серьезная команда из крупных застройщиков и муниципальной, краевой власти, которая нацелена на то, чтобы строить комфортное, безопасное жилье. Со всеми элементами социальной инфраструктуры.

- Можем сказать, что сегодня у нас на рынке остались действительно серьезные игроки?

- Да. У нас сейчас нет точечной застройки, а чтобы делать комплексную, необходимы компании с серьезными возможностями: финансовыми, кадровыми, с наличием современного оборудования. Вопросы ведь при строительстве решаются непростые, начиная от формирования земельных участков и разработки документации. Необходимо четко понимать возможность подключения к сетям жизнеобеспечения, инженерным сетям, а также - как эта застройка впишется в существующую улично-дорожную сеть, где и как будут располагаться социальные объекты и как дальше будет жить объект после ввода в эксплуатацию. Кроме того, для такой работы необходимы специалисты, которые имеют опыт работы в этой сфере. Если компания не обладает такими ресурсами, вряд ли получится что-то дельное.

- Что бы вы пожелали строителям в день профессионального праздника?

- Ну, конечно, новых трудовых свершений, крепкого здоровья и благополучия. Успешной сдачи объектов, финансовой стабильности. Пусть благодарность людей заряжает вас добрыми эмоциями и дарит энергию. С праздником, дорогие строители!

]]>