Найти тему
Жизнь советского человека

Он горел в самолёте, спасся с тонущего парохода, будучи неходячим, и закончил войну в Берлине. Как воевал лётчик, который «победил» смерть

В четвёртом часу утра, 17 августа 1942 года лётчик с боевым опытом Иван Кобылецкий в очередной раз поднялся в воздух на своём истребителе. Это был 401 боевой вылет, начиная со времён Китая. Там наши добровольцы-авиаторы помогали китайским товарищам бороться с японскими оккупантами. В Великую Отечественную Иван Иванович был на фронте тоже с первых дней войны.

Советские лётчики в Китае
Советские лётчики в Китае

В этот день было получено задание – сопроводить группу Ил-2 на бомбометание по переправе в районе г. Калач. Если появятся немецкие самолёты – завязать бой, не позволяя им сорвать бомбометание. Когда приблизились к переправе, появилось 8 «мессеров». Начался бой. Иван сбил два Ме-109, когда увидел, как горит его ведомый. Лётчику пришлось прыгать с парашютом. Иван кружил рядом, не давая возможности немцам расстрелять товарища в воздухе.

Во время оттягивания сил на себя, он в ожесточённом бою отделился от нашей группы самолётов. В боевой машине осколком задело бензосистему и стал гореть двигатель, хотя пока продолжал тянуть.

Над вражеской территорией Иван прыгать с парашютом не собирался. Пока действовало управление, он продолжал отбиваться от врагов, постепенно «уводя» их к советской территории.

В воздушном бою
В воздушном бою

Пламя добиралось до лётчика. Маневрирование ни к чему не привело. Теперь уже пылали обе плоскости крыльев. До взрыва оставались минуты. На петле Нестерова в секунду, когда оказался вниз головой, отстегнул ремни и так обрушился вниз. Парашют выпустил метров за 500 до земли. Случилось так, что он раскрылся в момент удара о землю.

Его смогли вытащить с нейтральной полосы только к ночи, подобрались и вынесли танкисты. Была обожжена верхняя часть туловища, включая лицо и голову. Не действовали ноги, деформировался позвоночник, переломилось часть рёбер. Кобылецкого перевязали и отправили к пристани. Там загружался ранеными пароход для отправки по Волге в госпиталь.

Плыли около часа, когда налетело больше десятка «мессеров». Когда они подожгли пароход, те раненые, кто был на ногах, стали прыгать за борт. Кобылецкий был лежачим, переломы зафиксированы шинами. Но он собирался ещё побороться за свою жизнь. Пополз к узелку своих вещей, достал лезвие безопасной бритвы и стал по возможности быстро срезать бинты. Когда пламя стало подбираться ближе, упёрся головой в стенку и сумел рывком сорвать бинты.

Переноска раненых на носилках на берегу Волги к санитарному пароходу
Переноска раненых на носилках на берегу Волги к санитарному пароходу

Дальше на руках заполз через коридор в одну из кают, взгромоздился на диван, потом к иллюминатору и телом выдавил его, ухватился за перила и перевалил себя в воду. Плавать он умел отлично. Лёг на спину и стал грести только руками. По дороге увидел гребущего на обломке в сторону берега бойца. Когда положил на деревяшку правую ногу, стало более терпимо.

Сверху над местом гибели баржи продолжали летать фрицы, пытаясь расстрелять тех, кого ещё видели живыми. Кобылецкому со вторым раненым удалось добраться до острова. Там лётчик остановил кровотечение ещё одному бойцу, которому тоже удалось добраться до земли.

Их вывезли с острова на лодке. Кобылецкий лечился 4 месяца. После госпиталя одна нога его оказалась короче другой. Ивана Ивановича на год отправляли в санаторий. А он сжёг свою историю болезни и уже в декабре 1942 года добрался к новому месту службы – в 54-й Гвардейский истребительный авиаполк. Начались каждодневные вылеты. В части его называли «победившим смерть».

Лётчики истребительной авиации дежурят на старте на Як-1
Лётчики истребительной авиации дежурят на старте на Як-1

Под Курском летом 1943 года четвёрка наших самолётов одержала победу над большой группой немецких FW-190. Воспользовались эффектом неожиданности. За четыре дня боевой работы в июле 1944 года Кобылецкий лично уничтожил 6 таких «фоккеров». Уже на следующий месяц Иван Иванович – заместитель командира 53-го авиаполка истребителей.

Свою войну он завершил в небе над Берлином. За годы военных действий совершил 465 боевых вылетов, 94 раза вступал в бой и сбил 24 самолёта врага, из них 15 – индивидуально.

Евгений Петрович Мельников - командир 54-го гиап, в котором воевал Кобылецкий / Кобылецкий Иван Иванович
Евгений Петрович Мельников - командир 54-го гиап, в котором воевал Кобылецкий / Кобылецкий Иван Иванович

Через год после Победы, 15 мая вышел Указ о присвоении выдающемуся лётчику звания Героя Советского Союза. Также были вручены орден Ленина и медаль Золотая Звезда. До 1948 года Иван Иванович продолжал служить в авиации, передавая молодёжи свой огромный боевой опыт. Потом работал на гражданских специальностях. В его наградном активе также ордена: второй орден Ленина, два - Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, и ряд медалей.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.