В годы Второй Мировой войны в конструкторских бюро воюющих стран шли постоянные работы по улучшению защиты бронетехники от противотанковых средств. Одним из таких, достаточно любопытных и противоречивых способов дополнительной защиты немецких танков стал циммерит– специальная обмазка танковой брони, которую немцы стали массово применять с осени 1943 года.
Циммерит служил физическим барьером между броней и магнитной миной, предотвращая ее прилипание, так как, согласно законам физики, с увеличением расстояния, сила магнитного поля уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния.
Полностью отсутствие примагничивания не обеспечивалось, но значительно снижалась удерживающая способность магнитов.
Согласно первоначальному плану, циммерит предполагалось направлять в войска, где он должн был наноситься в полевых условиях, однако, по результатам испытаний приняли решение наносить циммерит прямо на заводах, так как, в частях его наносили кому как вздумается, часто там, где он был попросту не нужен.
В сентябре-октябре 1943 года циммерит стал наноситься на все выпускаемые средние и тяжёлые танки, а также StuG. Тогда же выработали технологию нанесения циммерита.
Материал состоял из пяти основных компонентов, включая сульфат бария, сульфат цинка, опилок, охры и связывающего вещества. В итоге получилась паста, которая легко наносилась на поверхность при помощи шпателя.
Сама паста имела неприятный запах ацетона, но была проста в обращении и нанесении на броню, не требуя предварительной подготовки поверхности. Однако на практике, на заводах, перед нанесением циммерита на металлическую поверхность обычно наносилась грунтовка.
Первый слой наносился толщиной в 5 мм и, для улучшения адгезии, размечался на квадраты с помощью металлического шпателя. Этому слою давали высохнуть при обычной температуре в течение 24 часов.
После этого наносился второй, более тонкий слой, на котором с помощью металлического гребня наносился характерный рисунок, который должны были усилить антимагнитные свойства покрытия, и к тому же еще выполнять роль камуфляжа.
Рисунок на циммерите не был единообразным и имел различия, в зависимости от завода, на котором он наносился.
После нанесения второго слоя поверхность обрабатывалась паяльной лампой для удаления растворителя. На это уходило около часа. Если нанесенный слой не высушивали паяльной лампой, то для полного его затвердевания требовалось восемь дней. Все это было непрактично, особенно в тот период, когда Германия стала остро нуждаться в танках.
До сих пор ведутся споры об истинном предназначении циммерита, хотя и в рапорте британской разведки, сделанном в июле 1945 года, и в отчете комиссии Министерства транспортного машиностроения Советского Союза, датированном 1947 годом, а это, если кто не знает, бывший комиссариат танковой промышленности, утверждалось, что циммерит является антимагнитным покрытием и служит для защиты бронетехники от магнитных мин. Да и пленные немецкие танкисты еще в годы войны сообщали то же самое.
Вот только имеется одно НО. Противотанковые магнитные мины состояли на вооружении только Германии и Японии. А так как, ни союзники, ни Красная Армия их не имели, то немцам, стало быть, и защищаться вроде бы, как и не от чего было. Поэтому дискуссии о предназначении циммерита, пожалуй, не закончатся никогда.
Масла в огонь подливают фотографии подобные тем, что вы видите сейчас. На одной мы видим, что обычный магнит прекрасно держится на башне Пантеры, а на втором фото немецкая магнитная мина прилипла к нижнему лобовому бронелисту StuG.
Ясности подобные тесты не вносят, так как, неизвестна толщина нанесенного покрытия, а она должна составлять 8-10 мм, неизвестна разница в силе прилипания магнита к обычной броне и броне покрытой циммеритом, а на втором фото хорошо видно, что в месте крепления мины слой циммерита нарушен.
Как уже говорилось раннее, магнитных мин у Красной армии не было, поэтому в ГБТУ КА не совсем понимали истинную причину использования циммерита.
Поэтому не стоило удивляться тому, что советская сторона, изучая циммерит в 1944 году, первоначально сделала ошибочные выводы. Правильно определив состав обмазки, но не точно определив температуру плавления, специалисты пришли к ошибочному выводу, что циммерит предназначен для защиты танков от бутылок с горючей смесью, а также является камуфляжем.
Изучали циммерит и союзники.
Во второй половине 1944 года британцы даже разрабатывали собственное антимагнитное покрытие. Британский исследователь Эндрю Хиллс утверждает, что скопировать немецкий циммерит англичане не смогли, потому что испытывали дефицит с одним из его компонентов, а точнее, поливинилацетата, известного всем нам как клей ПВА.
А в 1945 году они отправили в Австралию партию циммерита, захваченного по окончании войны с Германией на одном из немецких заводов. Этот циммерит предполагалось использовать для защиты танков от японских магнитных мин. Однако, никаких записей о том, чем все это завершилось - нет.
В целом, британцы отмечали, что рифленая поверхность обмазки обеспечивает отличную маскировку, но не имеет никакого значения в плане повышения эффективности против магнитных мин.
В ходе испытаний циммерита выяснилось так же, что он обладает термоизоляционным эффектом. Так, при воздействии огнеметом на танк без покрытия, температура в боевом отделении поднималась настолько, что это могло бы привести к воспламенению боеприпасов, температура же внутри танка, покрытого циммеритом, была вполне сносной.
Парадокс всей ситуации заключается в том, что Германия, несмотря на то, что у ее противников не было противотанковых магнитных мин, наладила выпуск антимагнитного покрытия в промышленных масштабах, а войскам союзников и Красной Армии, которые несли реальные потери от этого оружия, приходилось обеспечивать противоминную защиту своих танков из того, что подвернется под руку.
Американские морские пехотинцы, столкнувшись с японскими противотанковыми магнитными минами нередко обшивали свои танки деревянными щитами, а также прикрывали броню брезентом или иным немагнитным материалом, потому как выяснилось, что это способствует соскальзыванию магнитных мин с брони.
А вот выдержки из советской инструкции от 29 сентября 1943 года по борьбе с немецкими магнитными противотанковыми минами, разосланной штабом БТ и МВ Белорусского фронта по танковым подразделениям.
В документе говорится: «За бои последних двух месяцев на участке Белорусского фронта имелось много случаев взрыва отечественных танков во время атаки ими противника.
Установлено: Взрывы отечественных танков происходят только вследствие взрыва боекомплекта танков. Взрыв боекомплекта происходит от поражения в область боевого отделения магнитными кумулятивными противотанковыми минами.»
Далее следует описание мины, принцип ее действия, способы применения.
В качестве защиты от этих мин требовалось более тщательно обстреливать окопы перед их утюжкой, не подпускать вражескую пехоту к танкам, а третьим пунктом идет то, что я назвал бы «советским эрзац-циммеритом».
В зимнее время предписывалось покрывать броню танка слоем глины. После того, как глина замерзнет, необходимо было произвести окраску танка в белый цвет.
Согласно инструкции, глиной покрывались башня, наклонные листы бортов, лобовой лист и днище( зачем?). Слой глины на броне должен быть 8-10 мм, а поверхность, по возможности, неровной.
Утверждалось, что такой слой глины надежно защищает танк от магнитной мины, так как мина не могла прилипнуть к броне и, как сказано в инструкции: «Либо падает с танка при его движении, либо взрывается, не прилипнув к броне. В этом случае мина не причиняет никакого вреда танку».
А вот финская инструкция, описывающая способы борьбы с магнитными зарядами, несколько удивила. В ней говорится о том, что англичане, американцы и русские стали использовать магнитные заряды. Судя по описанию, это английская магнитная мина «Clam» - моллюск, предназначенная для диверсионных подразделений и до противотанковой мины она никак не дотягивает, так как по своей мощности равнялась примерно 200 гр. тротила.
Самым эффективным способом защиты, согласно финской инструкции, было признано нанесение на броню слоя цемента толщиной 3-5 мм, смешанного с мелкозернистым песком. В документе так же упоминается, что русские, для борьбы с немецкими магнитными минами, используют парусину и деревянные щиты.
Интересен этот документ тем, что финны не воевали ни с англичанами, ни с американцами, которые по каким-то причинам упоминаются в этом документе, а предложенные способы защиты бронетехники от магнитных мин разительным образом согласуются с немецкими исследованиями, проведенными в январе 1943 года. Поэтому, с высокой долей вероятности можно утверждать, что это инструкция была разработана немцами и они, вероятно, поделились результатами этих исследований со своими финскими союзниками.
Вряд ли стоит сомневаться, что перед тем, как подготовить инструкцию по защите бронетехники от магнитных мин и советская и финская, а в нашем случае, я полагаю, все же немецкая стороны не провели хотя бы минимальные испытания для проверки эффективности антимагнитного покрытия.
Так что, эти ряд документов и британские испытания достаточно убедительно подтверждают, что нанесённый на броню слой немагнитного материала толщиной 6-10 мм, коими являются цементный раствор, глина, а стало быть, и циммерит, служат достаточно эффективной защитой от противотанковых магнитных мин. Другие свойства, выявленные в ходе исследования циммерита, как то, термоизоляционные и камуфлирующие, можно считать дополнительными бонусами к антимагнитному покрытию.
Создание циммерита связывают с началом массового применения немцами магнитных кумулятивных мин, а также с появлением на полях сражений новых немецких танков – «Тигра» и «Пантеры».
Опасаясь, что противник может скопировать и наладить производство магнитной кумулятивной мины Hafthohlladung 3, имевшей бронепробитие 140 мм, или создать подобное оружие, немцы решили действовать на опережение и создать антимагнитное покрытие.
Первые эксперименты немцы провели уже в январе 1943 года. Тогда были проведены эксперименты с бетоном, битумом, различными смолами, краской и даже льдом.
В марте 1943 года 6-й отдел Департамента вооружений инициировал работы по созданию специальной пасты, которая должна была наноситься на танки и самоходные артиллерийские установки. В конкурсе имелось два условия — огнестойкость и хорошая кроющая способность. Победу одержала фирма Zimmer & Co.
Вот только в этом случае немцы обманулись в своих ожиданиях. Ни русские, ни их союзники не стали создавать подобное оружие, которое было опасно не только для танков противника, но и для человека, применявшего его. В мае 1944 года и сами немцы прекратили выпуск мины Hafthohlladung 3 в пользу более безопасного и эффективного Панцерфауста.
Для сравнения, если мин Hafthohlladung 3 с октября 42-го по май 44-го было выпущено 554 тысячи, то, Panzerfaust различных типов, с августа 1943 по май 1945 годов было выпущено 9 миллионов.
9 сентября 1944 года на немецкие заводы, выпускающие бронетехнику, поступил приказ о немедленно прекращении применения циммерита. Поводом стала поступающая с фронтов информация, что снаряды могут поджечь циммерит и уничтожить танк.
И хотя последующие испытания этого не подтвердили, циммерит больше никогда не использовался, потому как, в нем не было необходимости. У противника имелись куда более эффективные способы борьбы с вражеской бронетехникой, чем магнитные мины.
Служба циммерита оказалась недолгой. Как защита от магнитных мин он оказался бесполезен, потому как против немецкой бронетехники они не применялись. По итогу, это были лишние затраты и потерянное время в ходе производства танков, что в годы войны являлось непозволительной роскошью.
Получается, что немцы, решив сыграть на опережение, сами себя перехитрили.