Найти тему
Iguana dreams

Как вернуться к занятиям после перерыва

После стольких лет? - Всегда!
После стольких лет? - Всегда!

В шестом классе мама привела меня на курсы английского и спросила преподавательницу: "Сколько времени учат язык?" Та улыбнулась и ответила: "Всю жизнь". Уже значительно позже я поняла, что изучение любого иностранного языка - это не спринт, это марафон. Очень важно правильно распределять дыхание и силы. Вполне возможен сход с дистанции, и в этом случае герой и молодец тот, кто смог вернуться, преодолеть неизбежный откат после перерыва и продолжить путь.

Эти откаты назад всегда меня крайне возмущали. Почему наш мозг работает так, что всё заложенное рано или поздно стирается, если не пользоваться этим постоянно? На примере иностранных языков это особенно чётко видно: можно изучать их в школе на "пятёрки", но через несколько лет без применения забыть всё начисто.

На самом деле, механизм вполне оправданный: нас окружает море информации, и если неиспользуемые данные будут болтаться на поверхности, то мы будем зависать, как старенький компьютер.

Есть и хорошие новости: освоенный до определённого уровня иностранный язык (примерно до В1) становится "несгораемым", и даже через несколько лет без практики может заржаветь, вспоминаться с трудом, но не стереться начисто. То есть, когда вы добираетесь до В1 - вы создаёте себе капитал, базу, к которой можно будет вернуться и после некоторого освежения знаний наращивать свои навыки дальше.

Я часто сталкиваюсь со взрослыми, которые приступают к занятиям не совсем с нуля, а задействуя иностранный язык "из кладовки". Проблемы, с которыми, вероятно, придётся столкнуться - большей частью психологического характера. Чаще всего это:

  • завышенные ожидания к себе ("в школе были хорошие оценки, значит, сейчас должен заговорить с первого урока на уровне носителя!")
  • тревожность, фрустрация ("почему же не получается?")
  • поиск "волшебной таблетки", отрицание привычных инструментов ("зачем мне что-то учить, я это уже проходил, надо только вспомнить!")
Всего-то несколько поворотов до нужного результата, да?
Всего-то несколько поворотов до нужного результата, да?

Обратите внимание, что эти ощущения могут посетить и не через несколько лет, а даже после перерыва в несколько недель. Думаю, практически любой школьный учитель может подтвердить, что многие школьники приходят после летних каникул, "как будто ничего и не учили".

Наш мозг, как и наше тело, требует после перерыва в занятиях плавного вхождения в тему. Иначе мы рискуем получить перенапряжение, разочарование, срыв и стойкое нежелание возвращаться туда, где пришлось пережить все эти неприятные эмоции. Можно подключить силу воли, перетерпеть самые трудные первые занятия, а потом втянуться. Но если у вас не получается - не вините себя. Это действительно трудно, любой рывок требует немного героизма. Поэтому помогите себе, облегчите задачу, чтобы возврат к занятиям был мягче и комфортнее.

Что можно сделать для плавного и комфортного начала занятий после перерыва?

1. Снять тревожность и чувство вины за перерыв. Для этого вспомните свои удачи и достижения и создайте себе ситуацию успеха, маленькую победу: найдите небольшое видео/текст, или даже мем на изучаемом языке, убедитесь, что вы можете что-то понять и что-то помните. Например, на невысоких уровнях хорошо работают программы вроде Duolingo, Busuu, детские обучающие мультики. Из своего опыта - после перерывов в занятиях арабским учебный мультфильм про морячка Синдбада меня как пластырем обклеивал.

2. Оценить предстоящий путь и распределить его во времени, настроившись на долгую неспешную работу. Выберите курс (сами или с помощью преподавателя), прикиньте, сколько времени вы сможете тратить еженедельно/ежедневно на занятия, примерно к чему вы придёте в контрольной точке ("через три месяца я освою вот эту ступень, буду уметь вот то и вот это").

3. Встроить иностранный язык в свою повседневную жизнь, хотя бы по чуть-чуть. Начните считать подходы в упражнениях на изучаемом языке. Подпишите дни недели в своём ежедневнике в переводе. Выберите сервис с ежедневными загадками или микрозаданиями, которые вы можете выполнять за завтраком, перед сном или, скажем, ожидая в очереди.

4. Перебрать инструменты и методики, которые вы будете использовать. Отбросить морально устаревшее, вроде письменного перевода текста в тетрадочку, и сосредоточиться на том, что вам даёт ощущение удовлетворения и прогресса. Даже если планируете заниматься самостоятельно, проконсультируйтесь с преподавателем - если человек занимается этим, то он в теме текущих тенденций и может дать рекомендации. Кому-то отлично заходят чат-боты с использованием AI (например, Gliglish или TalkPal), кому-то требуется расширение словарного запаса с помощью приложений с карточками, кому-то нужна толковая систематизация грамматики.

5. Помнить, что откат назад после перерыва - это абсолютно нормально, вы не обязаны демонстрировать глянцевую картинку и безупречные успехи с места в карьер. Не сравнивайте себя с другими и не терзайтесь по "упущенному времени". То, что вы возобновляете занятия - это уже повод гордиться собой. Не вините себя за перерыв, а хвалите за возвращение.

Успехов вам в учёбе!