Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) опросили 100 тысяч работающих узбекистанцев, задав им простой вопрос – готовы ли они добираться на работу на велосипеде. Интересно, что 74% опрошенных заявили о готовности отказаться от личных авто и общественного транспорта и пересесть на велосипеды при создании необходимой инфраструктуры, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
По итогам опроса было выявлено, что жители страны ездят на работу посредством:
- автомобиля – 51%
- общественного транспорта – 26%
- пешком – 16%
- велосипеда – 7%
На вопрос наличия желания перехода на велосипедный транспорт при наличии удобной инфраструктуры 74% опрошенных ответили "да", а 26% – "нет", назвав различные причины отказа:
- расстояние – 12%
- смущение – 4%
- дискомфорт – 4%
- проблемы со здоровьем – 2%
- другие причины – 4%
Езда на велосипеде имеет множество преимуществ:
- Выгода для здоровья. У людей, которые ездят на работу на велосипеде, риск развития рака снижается на 45%, а риск сердечно-сосудистых заболеваний – на 46%
- Экологическая выгода. Имплементация подхода голландцев, которые проезжают на велосипеде в среднем по 2,6 км в день, во всем мире, позволила бы сократить ежегодные выбросы СО2 в атмосферу на 686 миллиона тонн.
- Экономическая выгода. Увеличение доли велосипедных поездок до 6% за счет замены автомобильных поездок позволит ежегодно получать около 1,2 миллиарда долларов глобальных выгод за счет смягчения последствий изменения климата.
Существуют несколько препятствий для езды на велосипеде, которые можно разделить на 3 основные группы:
- Восприятие и осведомленность о велосипедах является одним из самых основных препятствий на пути к достижению более высокой доли велосипедов. В частности, стереотипы такие как "велосипед для бедняков кто не может позволить себе автомобиль" или "не подходит для женщин по причине менталитета"
- Неразвитая инфраструктура создает преграды для использования велосипедов, что может отпугивать людей от этого экологически чистого и здорового вида транспорта
- Градостроительная политика по созданию города, дружелюбного к велосипедистам, может реализоваться не в полной мере. Также важна поддержка со стороны работодателей, в частности, создание душевых и мест для переодевания на работе.
Осознав широкие преимущества велосипедного транспорта, правительства различных стран устанавливают целевые показатели развития велосипедного движения:
- Англия поставила себе цель удвоить количество велосипедных поездок к 2025 году по сравнению с 2013 годом.
- В 2021 году был принят европейский план велосипедизации, который нацелен значительно увеличить количество велосипедистов в регионе к 2030 году.
- Франция в 2018 году взяла на себя обязательство утроить велосипедизацию к 2024 году.
Текущее состояние в Узбекистане
В Узбекистане все большее число людей начинает пользоваться велосипедом. При этом имеется ряд инфраструктурных недостатков, препятствующих переходу людей на велосипедный транспорт:
- Очень часто велосипедисты встречаются с преградами в виде бетонных клумб, торговых прилавков, припаркованных машин и водостоков
- Также препятствием на пути велосипедистов становятся пешеходы
- Вдоль ряда улиц ширина велодорожек составляет 1 метр, что меньше по сравнению с мировыми стандартами
- Велодорожки не соединяются между собой в единую сеть, и велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части.
В 2022 году в Узбекистане было официально зарегистрировано 9902 ДТП из которых 1136 (11,5%) приходится на велосипеды. При этом в 342 (3,5%) случаях причиной является отсутствия велодорожек.
- Для того, чтобы велосипед стал более распространенным и массовым видом транспорта необходимо:
- создать безопасную и удобную инфраструктуру для него, включая парковки и ремонтные станции.
- пропаганда велосипедов как повседневного средства передвижения, может увеличить популярность их использования
- развитие системы проката велосипедов (велошеринг) в городах и туристических районах