Услышала факты, которые внезапно зацепили. В утреннем эфире на Соловьев LIVE говорили о нашей лунной программе и миссии станции "Луна-25". Василий Сазонов, декан факультета космических исследований МГУ, озвучил цифры, о которых мы никогда и не задумываемся:
- Для того, чтобы научиться жить вне Земли, мы должны стать космической расой. По-настоящему. Вот мы смотрим сегодня на космонавтов, которые летают на Международной космической станции, а раньше за теми, кто летал на станцию "Мир" - у них привозная вода, что-то они перерабатывают и используют, но все равно привозная. Привозная еда, кислород... Можно посчитать - килограмм на МКС стоит 10 тысяч долларов. Тот же килограмм на лунной орбите стоит миллион долларов. Понятно, если мы захотим делать базу на Луне, мы уже не сможем возить тушенку с Земли и кормить космонавтов там. Придется учиться осваивать, колонизировать другие планеты, другие тела нашей солнечной Системы...
- Типа огородики на Луне? - заулыбался Василий Якеменко.
- Ну да, - ответил Василий Сазонов.
- Как у Беляева в "Звезде КЭЦ"! Типа космические оранжереи...
*****
Несколько фрагментов из научно-фантастического романа Александра Беляева. К слову КЭЦ - это Константин Эдуардович Циолковский.
- А что это за Звезда Кэц?
- Искусственный спутник Земли. Надземная станция-лаборатория и ракетодром для ракет дальнего межпланетного сообщения.
(...)
Тоня радостно сообщила мне:
- Мы вылетаем завтра, ровно в полдень. С собою ничего не берите. Утром, перед полётом, мы примем ванну и пройдём дезинфекционную камеру. Вы получите стерилизованное бельё и костюм.
(...)
- Я боялся, что вы можете натерпеться от жары и холода, не умея обращаться с плащом регулировки температуры. Поэтому я вертел вас, как кусок баранины на вертеле, чтобы вы равномерно "поджаривались" на солнце, - сказал он, окончательно освобождаясь от межпланетного костюма. - Ну, позвольте представиться; Крамер, лаборант-биолог Звезды Кэц. А вы? Работать к нам?
- Да, тоже биолог. Артемьев, Леонид Васильевич.
- Замечательно! Будем работать вместе.
(...)
- Растения нашей оранжереи без вреда переносят короткую ночную прохладу. Мы даже не пускаем в ход электрических печей. У нас здесь чудесный горный климат. Скоро на ваших бледных ленинградских щеках заиграет румянец. Я здесь пополнел, у меня появился аппетит.
- Признаться, и я есть хочу, - сказал я. - Так полетим в столовую, - предложил Крамер, протягивая мне бронзовую от загара руку. Он вывел меня в коридор, и мы, подпрыгивая и хватаясь за ремешки, направились в столовую. Это была большая комната цилиндрической формы, позолочённая первыми лучами "утра". Большое решётчатое окно с толстыми стёклами окружала рамка ярко-зелёных вьющихся растений. Такой яркой зелени мне на Земле не приходилось видеть.
- А вот и он!
Я оглядываюсь на знакомый голос и вижу Мёллер. Она прилепилась к стене, как ласточка, а возле неё Тоня в лёгком сиреневом платье. Волосы Тони после дезинфекционных процедур взлохмачены. Я радостно улыбаюсь ей.
- Пожалуйте, пожалуйте сюда, - зовёт Мёллер. - Ну, чем вас потчевать?
Передо мной на полке герметически закрытые банки, баллоны, кубы, шары.
- Мы вас будем кормить из соски жидкой пищей, манной кашей. С твёрдыми кусками вы не справитесь: вылетят из рук - не поймаете. У нас всё больше вегетарианская пища. Зато собственные плантации. Здесь яблочный мусс, - она указала на закрытую банку, - здесь клубника с рисом, абрикосы, персики, маседуан из бананов, репа Кэц, - такой вы на Земле не ели… Хотите репы?
*****
- Вот вы смеетесь, а мы сейчас на факультете делаем со студентами оранжерею для выращивания именно пищевых растений, - продолжал Сазонов развивать тему "огородиков на Луне". - Такие эксперименты уже были. Но мы хотим сделать оранжерею и отправить на космическую станцию. Может быть, наши решения будут пригодны и для Луны. Невозможно будет жить на всем привозном. Нужно будет иметь какое-то свое воспроизводство пищевых продуктов, воды... Будем надеяться, что можно будет ее добывать.
А вот астрономы мечтают на обратной стороне Луны поставить телескопы, добавил Сазонов. Потому что там не будет засветки и помех от Земли.
*****
Роман "Звезда КЭЦ" был написан и напечатан в журнале "Вокруг света" в 1936 году. Удивительно, но Александр Романович Беляев казался мне чуть ли не моим современником, когда я с упоением читала "Человека-амфибию", "Голову профессора Доуэля", "Остров погибших кораблей"... Между тем, он родился в марте 1884 года в Смоленске в семье православного священника, настоятеля церкви Смоленской иконы Божией Матери и даже окончил духовную академию. А вот запись о его смерти: "Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где Беляев жил в последние годы с семьёй, был оккупирован нацистами 17-19 сентября 1941 года. Беляев умер от голода на 58-м году жизни" . Дата спорная - декабрь 1941-го или 6 января 1942-го.
Есть в биографии писателя еще такая строчка: "С началом войны Беляев безуспешно пытался опубликовать фантастический рассказ "Чёрная смерть" о неудавшейся подготовке нацистскими учёными бактериологической войны".
Я поняла, что мне хочется прочитать и уцелевшие мемуары писателя, если такие опубликованы. (Документы, что были при нем в последние часы жизни, изрядно пошерстили фашисты). Да и "Звезду КЭЦ", которую пропустила в свое время ...
Ведь я принадлежу к поколению, которое знало и распевало "И на Марсе будут яблони цвести" и "Четырнадцать минут до старта":
Давно нас ожидают
Далекие планеты,
Холодные планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна планета
Не ждет нас так, как эта
Планета дорогая
По имени Земля.
*****
Земля у каждого своя
Своя, как оказалось, и Luna.
Из последних новостей соседских СМИ:
"Немецкий концерн Rheinmetall до конца года передаст Украине разведывательные беспилотные летательные аппараты нового поколения Luna NG".
У нас на это есть свой ответ. О нем напомнил на днях Андрей Медведев:
"Возможно, лучшая открытка к сегодняшнему запуску станции "Луна-25 ".
Арт нарисовали когда-то музыкант Олег Скрэтч и его товарищ Алексей Зорин. Они представили, как мог бы выглядеть аэропорт имени Егора Летова в Омске.
А вот сегодня и плакат, и Гагарин, и слова Егора Летова про непобежденную страну - всё выглядит совершенно иначе и наполнено куда более глубоким смыслом.
Признаюсь, я не знаток творчества Летова, но здесь тот случай, когда не могу не согласиться с Андреем Медведевым. И позволю себе процитировать две строфы из песни, откуда взята строчка:
Взмывает в небо за моим за окном
Непобеждённая страна
Взмывает в небо за моим за окном
Непобеждённая страна.
Взмывает в вечность за моим за окном
Непокорённая страна
Взмывает в вечность за моим за окном
Непокорённая страна.
Непокоренная, непобежденная страна. Живи, моя Родина! Живи, моя Россия!
У нас всё получится.
UPD: Да, миссия станции Луна-25 потерпела неудачу.
И я ответила тогда тем, кто нас тогда закопал, еще не зная, что мы уже посеяли семена Орешника.
-------
Вот здесь мы с вами можем встречаться, если что - https://t.me/NataliaEfimovaZen