Найти тему
В движении

Концесии захватывают Россию. Что ждёт электротранспорт

Оглавление

В последние годы в сфере общественного транспорта в России наметился очень интересный тренд: целые системы электрического транспорта передаются из государственной или муниципальной собственности в частные руки, так называемых, концессионеров. Они уже, в свою очередь, обязуются фактически построить заново всю инфраструктуру. А хорошо ли это или плохо?

Фото: https://sun9-54.userapi.com/pAMN0KUhATpsaxjDKQXXEoGOKWnrXqaM53OTeQ/yRujo2vmVBs.jpg
Фото: https://sun9-54.userapi.com/pAMN0KUhATpsaxjDKQXXEoGOKWnrXqaM53OTeQ/yRujo2vmVBs.jpg

Суть сделки

Давайте представим что в одном условном городе, существует трамвайное движение. Оно уже много лет или в упадке, или в стагнации: пути становятся хуже; контактная сеть тоже далека от идеала; не без того старые вагоны начинают всё чаще выходить из строя; персонал потихоньку разбегается, новые кадры практически не приходят - пугает старое оборудование и маленькие зарплаты. Отсюда нехватка ремонтников и водителей, и как следствие, ездить некому и не на чем. Пассажиры тоже постепенно отдают предпочтение другим видам транспорта. И что не мало важно: всё это, глубоко убыточное и медленно погибающее предприятие висит на шее у городских властей, у которых ни денег, ни полномочий. Некоторые, особенно нерадивые чиновники начинают закрывать сокращать маршрутную сеть, а в особо вопиющих случаях и сразу всю систему, с формулировками "невыгодно и нерентабельно". Однако, общественный транспорт, не обязан приносить доход - это такая же статья расхода бюджета, ровно как и медицина. Они же не закрывают поликлиники по причине того, что они не приносят доход? Хотя, их просто закрывают...

Фото взято с сайта Трансфото, автор Maksimus
Фото взято с сайта Трансфото, автор Maksimus

И тут вдруг, появляется возможность сбагрить всё это хозяйство на руки частной компании, которая положит новые трамвайные пути, обновит всю контактную сеть, поставит новые остановочные комплексы, закупит новые трамваи, отремонтирует депо, закупит новое оборудование, сама будет заниматься персоналом... Естественно, власти должны будут это дело профинансировать, но уже совместно с концессионером.

Фото: https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7cc741f61c3d2e9d9561661e4be40b8f0497cff1_727.jpg
Фото: https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7cc741f61c3d2e9d9561661e4be40b8f0497cff1_727.jpg

Примеры в России

На самом деле, концессионеры стали заниматься трамваями в России ещё в 19 веке! Например, первые линии электрических трамваев в украинском Киеве (1892) и российском Нижнем Новгороде (1896) тоже прокладывали частники.

Киев. Фото: https://cdn-st4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/hd/337/820/3.jpg
Киев. Фото: https://cdn-st4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/hd/337/820/3.jpg
Нижний Новгород. Фото: https://pastvu.com/_p/a/q/s/c/qsccxftp14jfp7ushh.jpg
Нижний Новгород. Фото: https://pastvu.com/_p/a/q/s/c/qsccxftp14jfp7ushh.jpg

Современный же этап частного электротранспорта, начался в 2018 году, с открытия 7 марта первого маршрута трамвайной системы "Чижик" в Санкт-Петербурге, которую обслуживает ООО "Транспортная концессионная компания". Ранее, здесь работал другой перевозчик ГУП "горэлектротранс", он сохранил за собой остальную трамвайную сеть и целиком троллейбусную. 4 маршрута на востоке Северной столицы теперь облуживаются, вероятно, лучшей трамвайной системой. Современные швейцарско-белорусские трамваи Stadler 85600M и полностью заново построенная инфраструктура привлекли много новых пассажиров.

Фото: https://www.stepcon.ru/upload/iblock/413/4133ebf2b17c55f5d4d40dae9fc8ebee.jpg
Фото: https://www.stepcon.ru/upload/iblock/413/4133ebf2b17c55f5d4d40dae9fc8ebee.jpg
Укладка путей. Фото взято с сайта Трансфото, источник: Транспортная Концессионная Компания (ТКК), прислал Editor
Укладка путей. Фото взято с сайта Трансфото, источник: Транспортная Концессионная Компания (ТКК), прислал Editor
Фото взято с сайта Трансфото, автор CatasonRZD
Фото взято с сайта Трансфото, автор CatasonRZD
Остановка:"Проспект Ударников". Фото взято с сайта Трансфото, автор CatasonRZD
Остановка:"Проспект Ударников". Фото взято с сайта Трансфото, автор CatasonRZD

Следующим городом попавшим под концессию стал Таганрог. Из умирающей системы, таганрогский трамвай стал образцом для подражания на всём постсоветском пространстве. Заново построенные пути, контактная сеть, депо, новые вагоны, парк, прочая инфраструктура и техника... Про таганрогский трамвай у меня уже выходила статья в 2021 году:

Лучшая трамвайная система СНГ
В движении2 ноября 2021

К слову, вот так выглядела трамвайная система в Таганроге до:

Фото взято с сайта Трансфото, автор Сергей Nemtsev
Фото взято с сайта Трансфото, автор Сергей Nemtsev

А так, после прихода концессионера:

Фото взято с сайта Трансфото, автор Сергей Nemtsev
Фото взято с сайта Трансфото, автор Сергей Nemtsev
Фото взято с сайта Трансфото, автор Сергей Nemtsev
Фото взято с сайта Трансфото, автор Сергей Nemtsev

Звучат обещания, что концессионер вот-вот возьмётся за неработающий более года троллейбус.

И именно после успеха Таганрога, соглашения о концессиях стали заключаться по всей стране: Ярославль, Курск, Пермь, Липецк... Трамваи и троллейбусы.

На рынке присутствуют 2 игрока - "Мовиста регионы" и "Синара-Транспортные машины", последняя даже открыла производство троллейбусов для концессии в Челябинске, хотя, поговаривают, что не только...

Как гром среди ясного небо, правда, прозвучали сообщения коррупции в одном из регионов, а именно, в Ярославской области:

В конце весны прогремел транспортный скандал. 24 мая 2023 года в Ярославле по подозрению в получении взятки в особо крупном размере (часть 6 статьи 290 УК РФ) задержали тогда еще главу дептранса Татьяну Черемных, директора «Организатора перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева, его заместителя Олега Ивановского. Одновременно в Москве по этому же делу задержали гендиректора компании «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Его подозревают в передаче этой самой взятки в особо крупном размере (часть 5 статьи 291 УК РФ). Топ-менеджера доставили в Ярославль 26 мая для вынесения меры пресечения. В тот день все четверо подозреваемых отправились в СИЗО.

По версии следствия, гендиректор «Мовисты» передал чиновникам 1 миллион 605 тысяч 453 рубля за покровительство.

«Взятки Советников передал путем фиктивного трудоустройства сотрудников в ООО "Группа Мовиста". Деньги с зарплатных карт снимали Черемных и другие фигуранты. Советникова задержали 24 мая в Москве. Свою вину в даче взятки он не признал», — сообщало издание РБК.

76. ру. Онлайн Ярославль

О ситуации с транспортом в Ярославле я писал в начале года:

Общественного транспорта рискуете не дождаться.
В движении8 января 2023

Один минус среди плюсов

Стоит признать, что концессия является спасением для многих умирающих систем троллейбусов или трамваев. Но здесь есть "своя ложка дёгтя в бочке мёда": соглашения заключаются в основном, сроком на 20-30 лет, после чего, концессионер обязуется передать всё городу. И в этот момент, на голову городским властям свалятся все трамваи или все троллейбусы, которые уже необходимо менять; все старые трамвайные пути, которые тоже надо менять; устаревшую контактную сеть; изношенную инфраструктуру...

Вагоны современные, но не работают, правда у муниципального перевозчика, Смоленск. Фото взято с сайта Трансфото, автор Tostro_4537
Вагоны современные, но не работают, правда у муниципального перевозчика, Смоленск. Фото взято с сайта Трансфото, автор Tostro_4537

Одно дело, если это делать постепенно, но в данном случае, это придётся делать всё одномоментно...

Фото: https://smolnarod.ru/wp-content/uploads/2019/07/IMG_5675.jpg
Фото: https://smolnarod.ru/wp-content/uploads/2019/07/IMG_5675.jpg

Вот такая вот дилемма. С одной стороны благо, которое изменит отношение к электротранспорту во многих городах, а с другой, власти некоторых регионов думают" а после нас хоть пожар".

Считаю, что концессия - спасение для погибающих систем, а если система более или менее в приличном состоянии, то ей могут заняться и власти.

Нашли ошибку? Пишите.

А что вы думаете по этому поводу?

Спасибо за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.