Свитки корю (старые школы) достаточно последовательны по своему формату, и последний раздел обычно состоит из родословной школы, что свидетельствует о преемственности и подлинности передачи. Свитки Дайто-рю не являются исключением. Будучи учеником Такэды Сокаку, Уэсиба Морихэй получал и передавал свитки Дайто-рю своим ученикам как до войны, так и после неё, хотя и с небольшими изменениями. Поэтому изучение этих свитков представляет большой интерес и с точки зрения айкидо. В этой статье мы рассмотрим линию, описанную во всех свитках Дайто-рю, и отметим некоторые изменения, которые были внесены с течением времени. Мы изучим историю возникновения Дайто-рю, рассказанную самим Сокаку, и то, как она была переосмыслена в кругах Айкидо в более поздние годы.
Прежде чем перейти к рассмотрению этой темы, давайте обобщим несколько основных сведений о жизни Такэда Сокаку, которые помогут нам соотнести полученные результаты с контекстом. Судя по записям эймэйроку (регистрационная книга), в течение всей жизни Сокаку называл своими наставниками только двух человек: Сибуя Тома и Хосина Тиканори.
Сибуя Тома (渋谷東馬) был врачом и мастером кэндзюцу школы Оно-ха Итто-рю.(1) Он управлял додзё Ёкикан (養気館), находившимся в нескольких минутах ходьбы от дома Сокаку в Айдзубангэ Вакамацу. Сокаку стал мондзин (門人, «учеником») Сибуя Тома в 1869 г. в возрасте десяти лет и, как рассказывают, семь лет спустя получил от Сибуя мэнкё (免許, «лицензию»). (2)
Следующее десятилетие Сокаку провел в разъездах по Японии, занимаясь поединками и самоподготовкой (武者修行).(3) К сожалению, эта часть жизни Сокаку плохо документирована, поэтому о том, где он был и чем занимался в эти годы, можно только догадываться. Сокаку начал вести записи о своей деятельности примерно в 1892 г. в возрасте 33 лет в книгах, называемых эймэйроку. Как и в двадцатилетнем возрасте, он много времени проводил в путешествиях по региону Тохоку и участвовал в поединках. Однако после победы над противниками Сокаку взял за правило записывать их в свои ученики. По стечению обстоятельств он начал свою преподавательскую деятельность как учитель кэндзюцу стиля Оно-ха Итто-рю.
В 1898 г. Сокаку встретил Хосина Тиканори (保科近悳, 1830-1903), второго человека, которого он стал называть в своих эймэйроку своим наставником. В то время Хосина занимал должность гудзи (宮司, «главный священник») в святилище Рёдзэн (4), а до этого он был главным советником клана Айдзу под именем Сайго Таномо (西郷頼母). Рассказывают, что Хосина сказал Сокаку, что эпоха фехтовальщиков подошла к концу и с этого момента он должен преподавать дзюдзюцу вместо кэндзюцу. С этого момента Сокаку продолжил свою карьеру в основном как учитель дзюдзюцу, и в эймэйроку он представляется как Дайто-рю дзюдзюцу Хомбу-тё Такэда Сокаку, ученик самурая из Айдзу Хосина Тиканори.
Родословная
В свитках и сертификатах Дайто-рю генеалогия хранителей традиции представлена следующим образом:
Род Такэда восходит через семью Минамото к императору Сэйва (850-881 гг.). Как первый человек в этом списке, император Сэйва является основателем Дайто-рю. Однако, согласно мифологии Дайто-рю, это искусство было создано Синра Сабуро Минамото-но Ёсимицу (1045-1127 гг.). Самое раннее письменное упоминание об истории возникновения Дайто-рю, которым мы располагаем, содержится в газетной статье, основанной на интервью с самим Сокаку. Сокаку рассказывает об этом следующим образом:
«...Основателем Дайто-рю является Синра Сабуро. Дайто-рю передавалась как секретный стиль будзюцу в клане Айдзу и никогда не раскрывалась (門外不出), однако мастер (Такэда Сокаку) со временем начал обучать этому искусству, путешествуя по всей Японии с 1897 года (30-ый год Мэйдзи). В давние времена Синра Сабуро вскрывал трупы преступников, приговоренных к смертной казни, детально изучал мышцы конечностей, выяснял способы фиксации суставов (逆手). Отсюда и берет начало Дайто-рю. Феодал опасался, что Дайто-рю попадёт в другие кланы, и решил обучать ей исключительно самураев и вассалов с доходом выше 600 коку (1 коку - это примерно 150 кг риса), а тем немногим, кто мог её освоить, запрещалось даже говорить о ней...»
Однако, согласно приведенной выше истории происхождения от Синра Сабуро, Дайто-рю является старейшим японским боевым искусством, история которого насчитывает более 900 лет. Из статьи следует, что Дайто-рю была секретной школой (御留流, Отомэ-рю) кланов Такэда, а затем и Айдзу. С другой стороны, полное отсутствие письменных свидетельств о Дайто-рю не позволяет поверить в то, что боевое искусство могло успешно передаваться тайно в течение столь длительного времени, особенно учитывая его необычайно обширную техническую программу. Примерами традиций отомэ-рю могут служить Ягю Синкагэ-рю клана Токугава, Дзигэн-рю клана Сацума или Сёсё-рю клана Намбу. Хотя людям, не принадлежащим к этим кланам, не разрешалось изучать эти боевые искусства, их существование и передача подтверждены документально.
Здесь я хотел бы обратить внимание на приведенное ниже написание имени Ёсимицу в родословной.
В ранних свитках до 1910-х годов примечание под именем Ёсимицу написано как «Синра Сабуро титул Кай Гэндзи» (新羅三郎 称甲斐源氏). Однако в более поздних свитках, начиная с 1930-х годов, были добавлены следующие названия:
Год
Титул
Источник
1931
Дзюцу-но Сисо
(術之始祖, Основатель искусства)
Свиток Мокуроку
выданный Хорикава Кодо
1931
Кайсо (開祖,
Основатель/Организатор)
Свиток Окуги
выданный Хорикава Кодо
1936
Дзюдзюцу Сисо
(柔術之始祖, Основатель дзюдзюцу)
Сертификат Хидэн окуги-но кото выданный Накацу Хэйдзабуро
1938
Дайто-рю дзюдзюцу
(大東流柔術之始祖, Основатель Дайто-рю дзюдзюцу)
Сертификат Хидэн окуги-но кото выданный Сагава Юкиёси
Титул Ёсимицу постепенно эволюционировал от менее конкретного «Основатель искусства» до «Основателя Дайто-рю дзюдзюцу». В сертификате Кайдэн но Кото, выданный Хиса Такума, на этом делается ещё больший акцент, а имя Синра Сабуро написано большими иероглифами в середине родословной.
К сожалению, нам не удалось найти оригинальных данных, относящихся к 1920-м годам. Однако в свитках, выданных Мацуда Тосими, Ёсимицу уже упоминается как основатель. Мацуда Тосими начал изучать Дайто-рю в 1928 году и стал кёдзю дайри (преподавательская лицензия) в 1929 году, так что изменения, вероятно, произошли в 1920-х годах.
Ёсимицу, как правитель из самурайского сословия эпохи Хэйан, является известной личностью в истории Японии. Хотя нет никаких документов, подтверждающих, что он был основателем стиля дзюдзюцу, в японских боевых искусствах было очень распространено провозглашение знаменитой исторической личности родоначальником своего стиля с целью придать школе более престижный и внушительный вид, чем это было на самом деле.
Кроме того, Ёсимицу как основатель Дайто-рю мог быть вполне представим для людей времени Сокаку. На самом деле старший брат Ёсимицу считается родоначальником японского фехтования. Происхождение этой легенды неясно, однако она встречается в книге 1716 года «Хонтё Бугэй Сёдэн» (本朝武芸小伝), знакомящей с историей и легендами японских боевых искусств.
В пятой главе этой книги по фехтованию (刀術) история возникновения рассказывается следующим образом:
Истоки фехтования восходят к поединку Такэмикадзути и Фуцунуси - двух божеств, которые воткнули свои мечи в землю вверх ногами и сели на них. Это божественное искусство было передано Ямато Такэру, герою японского мифа о сотворении мира. Он создал три основные стойки - дзёдан, тюдан и гэдан камаэ и обучил этому искусству (Хатиман Таро) Минамото-но Ёсиэ, который позже добавил стойки хассо и ваки, составив в итоге пять основных стоек для японского меча.
Сокаку, который в первую очередь был фехтовальщиком, наверняка слышал эту легенду, и для него было бы разумно сделать Ёсимицу (младшего брата Ёсииэ) основателем Дайто-рю, которая принадлежала бы той же родословной.
Отметим, что другие японские боевые искусства, такие как стрельба из лука Огасавара-рю и Такэда-рю, также восходят к императору Сэйва и принцу Садасуми, и считается, что их основал Минамото-но Ёритомо (1147 - 1199), который был основателем и первым сёгуном сёгуната Камакура.(5)
Родословная продолжается сыном Ёсимицу, Такэда Ёсикиё, и членами семьи Такэда из провинции Кай (современная префектура Яманаси). В свитке Ёсикиё упоминается как первый сын Ёсимицу, однако в исторических записях он обычно значится как третий сын. В свитке Ивабути 1899 г. фамилия Такэда отсутствует, однако вскоре она была добавлена, чтобы подчеркнуть значение рода Такэда.
После пропуска нескольких поколений в родословной упоминается Такэда Куницугу, который в 1574 г. переехал из Кай в княжество Айдзу и поселился в местечке Оикэ.(6) Подобные пропуски или путаница в поколениях весьма необычно для свитков старых школ (корю), поскольку родословная должна подтверждать непрерывность передачи.
Оикэ или, как её называют сегодня, Оикэда - это крошечная деревушка, примыкающая к городу Айдзубангэ и находящаяся на расстоянии около 13 км от замка Цуруга в городе Айдзувакамацу. Потомки первого сына Сокаку - Сокацу - живут здесь до сих пор. Недалеко от дома Такэда находится буддийский храм Сайкодзи (西光寺).
Согласно книге по истории города Айдзубангэ, храм был построен в 1575 г. Такэдой Куницугу и ещё пятью людьми. Могилу Куницугу можно найти на кладбище при храме, что ещё раз подтверждает его существование.
После пропуска шести поколений мы видим имя деда Сокаку, Такэда Соэмона, вместе с его титулом. Поскольку Соэмон было его родным именем, оно должно быть записано как Такэда Соэмон титул Такуми-но Ками (武田惣右衛門 称内匠守), однако в свитках Хидэн Мокуроку его имя написано наоборот: Такэда Такуми-но ками титул Соэмон. Вероятно, это ошибка, которая была многократно скопирована во всех известных свитках Хидэн Мокуроку, выданных Сокаку. С другой стороны, в других свитках и документах Дайто-рю имя Соэмон написано в правильном порядке.
В конце родословной имя Сокаку написано крупными иероглифами как 35-е поколение в родословной. В свитках и свидетельствах Сокаку использовал своё боевое имя Такэда Сокаку Минамото-но Масаёси, подчеркивая, что семья Такэда является потомком семьи Минамото, как это и описано в родословной. Со временем его титул менялся следующим образом:
В самом раннем свитке Сокаку описывается как самурай Айдзу, далее следует его адрес: Иваё-куни, Каванума-гун, Оикэда, и, наконец, Дайто-рю дзюдзюцу Такэда Сокаку Минамото-но Масаёси. Через несколько лет, в 1902 г., добавляется титул Хомбу-тё. В свитке 1905 г. адрес пропущен, а титул Сокаку написан как бывший самурай Айдзу, Дайто-рю дзюдзюцу Хомбу-тё. Сокаку продолжал использовать этот титул в свитках Хидэн Мокуроку до конца своей жизни.
Хотя свиток описывает Сокаку как самурая Айдзу, это противоречит семейному реестру 1876 г., в котором семья Такэда записана как фермеры.
Одно из возможных объяснений заключается в том, что до конца периода Эдо семья принадлежала к самурайскому роду, но после войны Босин им пришлось понизить свой социальный статус, чтобы защитить семью.
Удивительно также, что отец Сокаку, Сокити, не упоминается в родословной. Соэмон умер до рождения Сокаку в 1853 г., поэтому Сокаку не мог научиться Дайто-рю у своего деда. С другой стороны, Сокити скончался в 1906 г., когда Сокаку было 46 лет, так что у него было достаточно времени для обучения Сокаку. Одно из популярных объяснений гласит, что Сокити, будучи борцом сумо, был слишком силен (剛力), чтобы преуспеть в семейной традиции.(7) Действительно, в брошюре, которую Сагава Юкиёси издал для будущих учеников в середине 1950-х годов, он кратко излагает историю Дайто-рю и упоминает следующее:
Самурай Айдзу Такэда Такуми-но ками (дед Сокаку, Соэмон) унаследовал это искусство от Хосина Тиканори, который передал его Такэда Сокаку...
На самом деле Сагава обновил родословную в изданных им свитках, добавив имя Сайго Таномо после Такэды Соэмона.
Напротив, в газетной статье 1930г. Сокаку упоминает, что учился Дайто-рю непосредственно у своего отца.(8)
«...Когда я учился (Дайто-рю) у своего отца, он сказал, что я медленно учусь, и сделал прижигание ногтей обеих рук...».
Затем Сокаку показал репортеру свои обожженные ногти.
Действительно, Такэда Токимунэ в сертификате Дайто-рю Айкибудо Хидэн Окуги-но Кото, который он вручил Хорикава Кодо в 1958 году, добавил имя Сокити в родословную вместе с другими изменениями.
Как мы видели, в свитке Ивабути от 1899 года были записаны только имена преемников, а фамилия Такэда была добавлена только позже, в начале 1900-х годов. В родословной Токимунэ также записана фамилия Минамото (源). Здесь Минамото Ёсимицу упоминается как основатель Дайто-рю Будо вместо Дайто-рю дзюдзюцу. В середине, после Такэды Куницугу, добавлен «первый сын» Такэда Тикара (武田主税), имя, которое не фигурировало в родословной свитков Сокаку. Поскольку был добавлен Тикара, следует исключить не шесть, а пять поколений, таких как Такэда Соэмон, «первый сын» Такэда Сокити, «первый сын» Такэда Сокаку и, наконец, «первый сын» Такэда Токимунэ. С Сокити в родословной, передача, по-видимому, продолжается в семье Такэда. Хотя Сокаку и Токимунэ упоминаются как первые сыновья, на самом деле Сокаку был вторым сыном Сокити, а Токимунэ был третьим сыном Сокаку. Описание под именем Сокити говорит о том, что он был капитаном команды борцов сумо княжества Айдзу (во время войны Босин), а его имя борца сумо было Сирасу (白糸).
По словам Сагавы Юкиёси, Сокаку был великолепен в рассказывании историй, и он рассказал три разные версии того, как он научился этому искусству. Иногда он рассказывал, что научился этому у своего деда, иногда - у своего отца, а иногда - у Тиканори.(9)
Как мы уже видели, существует множество неопределенностей в отношении происхождения Дайто-рю. Отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия, и, строго говоря, это отсутствие исторических свидетельств не позволяет нам полностью отвергнуть вышеописанную родословную и историю происхождения. С другой стороны, мы не можем исключить возможность того, что Дайто-рю было создано самим Сокаку, на основе его более ранних занятий дзюдзюцу. Это поднимает вопрос о том, какие боевые искусства могли бы послужить основой Дайто-рю. Во-первых, потенциальными кандидатами могли бы быть стили дзюдзюцу, практикуемые в княжестве Айдзу, такие как Мидзуно Синто-рю, Синмэ-рю и Синто Сэйбу-рю, однако существует огромное количество других теорий, поскольку Сокаку в свои 20 лет путешествовал по всей Японии, и его деятельность не задокументирована. Кроме того, многие из старых школ дзюдзюцу вымерли после реставрации Мэйдзи, что ещё больше затрудняет исследование. Одно можно сказать наверняка: таинственная природа происхождения Дайто-рю является одной из её привлекательных черт и станет предметом дальнейших дискуссий.
Родословная и история происхождения в айкидо
Уэсиба Морихэй стал учеником Такэды Сокаку на Хоккайдо в 1915 году и в следующем году получил первый и второй свитки Дайто-рю дзюдзюцу (Дайто-рю дзюдзюцу Хидэн Мокуроку и Хидэн Окуги но Кото).
Уэсиба получил дальнейшие инструкции от Сокаку позже, в 1922 году, в Аябэ, Киото. После пяти месяцев тренировок и общения между ними «Айки» было официально добавлено к названию искусства. В то же время Уэсиба стал первым в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу кёдзю дайри (教授代理 «исполняющий обязанности по обучению», лицензия на преподавание), и, кроме того, ему впервые был вручен сертификат «Дайто-рю Айкидзюдзюцу Хидэн Окуги но Кото». Чтобы узнать больше о сертификатах Дайто-рю, нажмите здесь.
Будучи учеником и преподавателем Сокаку, Уэсиба вручал своим ученикам первый и второй свитки Дайто-рю.
В этом свитке 1925 года «Дайто-рю» уже пропущено, и для описания этого искусства написано только «Айкидзюдзюцу». Родословная также сокращена, после императора Сэйва и принца Садасуми пропущено 30 поколений до бывшего самурая княжества Айдзу Такэды Сокаку Минамото-но Масаёси, за которым следует мондзин (門人, ученик) Уэсиба Моритака Минамото-но Сэйган (植芝守孝源晴眼). Интересно, что Уэсиба также использовал имя Минамото, которое он якобы получил от Сокаку.
Следует отметить, что в 1925 году Уэсиба пережил духовный опыт, который он описал следующим образом:
Я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой-то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золотое. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я начал понимать щебет птиц и понял Бога, Творца этой прекрасной Вселенной. В тот момент я получил Просветление и понял: источник будо— это божественная Любовь, защищающая все живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам. С тех пор я чувствую, что вся Земля — мой дом, луна и звезды — мое личное достояние. Я освободился от всех желаний — не только от желания положения, славы и богатства, но и от желания быть сильным. Я понял: будо заключается не в том, чтобы силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо — в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе. Я понял: тренироваться в будо — значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все вещи в Природе, и впитывать, и использовать эту любовь своим сознанием и телом.
Источник: Уэсиба, Киссёмару. Айкидо. Токио: Hozansha Publications (1985).
По-видимому, это событие изменило взгляды Уэсибы на боевые искусства. В дальнейшем он постоянно менял своё искусство и его название, постепенно отдаляясь от Сокаку, признаки которого можно обнаружить в свитках, которыми Уэсиба награждал в довоенный и послевоенный периоды.
В довоенный период Уэсиба использовал различные названия для обозначения своего искусства, такие как Дайто-рю Айкидзюцу, Айкидзюцу, Айои-рю дзюдзюцу, Уэсиба-рю дзюдзюцу, Айки-будо, Тэнсин-рю Айки-будо, вплоть до 1942 года, когда Айкидо было зарегистрировано в качестве официального названия этого искусства. Кроме того, в послевоенный период Такэмусу Айки (武産合気), Сёбу Айки (聖武合気) также использовались Уэсибой Морихэем.
Тот факт, что Уэсиба выдавал свитки Дайто-рю, подтверждает мысль о том, что Дайто-рю послужило технической базой для Айкидо Уэсибы Морихэя. С другой стороны, название его искусства постоянно менялось, что говорит о том, что его интерпретация менялась с течением времени. Одновременно с этим Такэда Сокаку и его родословная постепенно исчезают из свитков. Интересно, однако, что история происхождения и связь Уэсибы с семьей Такэда всё же упоминается вплоть до американского документального телефильма, снятого в 1958 году.
Встреча с приключением (перевод на русский Смирнов А. Е.)27:29
История искусства (на 8:18) рассказывается следующим образом:
Эта наука была основана Ёсимицу Минамото в 1120 г. и передавалась в его семье на протяжении многих поколений. Затем она перешла к семье Такэда. И вот законный наследник этого искусства - господин Моритака (Морихэй) Уэсиба.
Упоминание о том, что конкретная дата основания Дайто-рю - 1120 год, является новой и интересной информацией. Минамото-но Ёсимицу (Синра Сабуро) родился в 1045 году и скончался в 1127 году, что позволяет предположить, что ему было 75 лет, когда он создал Дайто-рю. Здесь Уэсиба упоминается как законный преемник искусства, передававшегося в семье Такэда.
В дальнейшем, по мере превращения Айкидо в современное боевое искусство, эта легенда сменилась на более обобщённую, согласно которой Айкидо было создано Уэсибой Морихэем как синтез его опыта в боевых искусствах и религиозных изысканий. (10)
Краткий итог
Как следует из приведенной в документах родословной и рассказа самого Такэда Сокаку, Дайто-рю было основано Синра Сабуро Минамото-но Ёсимицу около 900 лет назад и передавалось в семье Такэда из поколения в поколение. Позже оно стало секретным боевым искусством клана Айдзу. Однако, к сожалению, нет никаких свидетельств, которые бы подтверждали существование Дайто-рю с таких давних времен. Самое раннее письменное упоминание о Дайто-рю дзюдзюцу содержится в эймэйроку самого Сокаку от 1899 года. Таким образом, вполне вероятно, что это искусство было создано самим Сокаку на основе его более ранних занятий дзюдзюцу. В связи с этим возникает вопрос, какое боевое искусство могло послужить основой для Дайто-рю?
Уэсиба Морихэй вручал свитки Дайто-рю своим ученикам до войны и с небольшими изменениями даже после войны, что подтверждает идею о том, что Дайто-рю послужило технической основой Айкидо. По-видимому, Уэсиба иногда говорил своим ученикам, что это искусство было основано Синра Сабуро. Однако по мере превращения Айкидо в современное боевое искусство эта версия была заменена на более обобщённую, согласно которой Айкидо было создано Уэсибой Морихэем как синтез его опыта в боевых искусствах и религиозных исследований.
Особая благодарность Гийому Эрару за помощь в подготовке документации и советы при редактировании этой статьи. Спасибо Джошу Голду из Aikido Journal за предоставленную возможность использовать их базу данных. Кроме того, я хотел бы выразить благодарность Номото Тадаси сэнсэю за полезную дискуссию и документы, которые он предоставил для данного исследования.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПРОЧТЕНИЮ:
ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕКРЕТНЫХ СВИТКОВ ДАЙТО-РЮ (ЧАСТЬ 1)
МЭНКЁ КАЙДЭН И ЭВОЛЮЦИЯ СЕРТИФИКАТОВ ДАЙТО-РЮ
АНАЛИЗ СВИТКА ПОЛНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИИ ДАЙТО-РЮ ЭПОХИ МЭЙДЗИ
ХРАНЕНИЕ СЕКРЕТОВ В ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛАХ НА ПРИМЕРЕ ДАЙТО-РЮ
МИФ О ЁСИНКАН АЙКИДО И ДАЙТО-РЮ
Примечания:
1. Номото Тадаси. Поиски корней Дайто-рю Такэды Сокаку (журнал «Хидэн», август 2015 г).
2. Айдзу Кэндо-си (会津剣道誌), 1967 г.
3. Стенли Пранин. Беседы с мастерами Дайто-рю
4. Жизнь Сайго Таномо Тиканори (西郷頼母近悳の生涯), опубликованная в 1977 г.
5. Подробнее на сайте Огасавара-рю
6. 福島県河沼郡会津坂下町大字御池田(旧 河沼郡広瀬村)我が故郷の文化の歩み 1995年
7. Мацуда Рюти. Хидэн Нихон Дзюдзюцу. 1978 г.
8. Для полной версии статьи нажмите здесь
9. 大東流合気武術史初考 高橋賢 Aiki News No. 124
10. Ueshiba Kisshomaru - A Life in Aikido: The Biography of Founder Morihei Ueshiba. Kodansha International (December 4, 2015)